Стихотворение «Береза» относится к ранней лирике С.А.
Есенина. Оно было впервые напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» под
псевдонимом Аристон. В то время читатель еще не догадывался о том, что под
неизвестной подписью скрывается имя поэта необычайного дарования,
исключительного таланта, поэта, чьи стихи будут входить в душу каждого русского
человека с раннего детства и на долгие годы станут эталоном русской пейзажной
лирики.
Стихотворение «Береза» по праву можно считать школой
словесного рисования. Береза — традиционный в национальной культуре символ
России, поэтому название художественного произведения расширяет его
проблематику. В ходе развития лирического сюжета любование конкретным уголком
природы перерастает в гимн красоте всей русской земли. Тему любования
подчеркивают поэтичные эпитеты, метафоры и сравнения, плавно перетекающие друг
в друга. Они появляются словно из сказочного царства снежной королевы: «белая
береза», «принакрылась снегом, точно серебром», «снежною каймой распустились
кисти», «горят снежинки в золотом огне». Олицетворение, выраженное возвратным
глаголом «принакрылась» подчеркивает одухотворенность образа березы, его
цельность и значительность. Береза ассоциируется с горделивой, нарядной
русской девушкой-северянкой, чья природная красота лишь расцветает в морозный
день. Благодаря причудливой игре изобразительных средств, типичный среднерусский
зимний пейзаж перевоплощается в удивительное, необычайное зрелище.
Завораживающий контраст динамики и статики в этом
стихотворении подчеркивает кульминационный характер третьей строфы, в которой
поэтическое рисование достигает максимальной глубины своего великолепия:
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
В стихотворении принципиально важна вторая строка («Под
моим окном»), столь конкретно очерчивающая поэтическое пространство
произведения, в результате чего подчеркивается, что образ березы является
близким и понятным каждому человеку.
Как известно, стихотворение входит в цикл есенинских
стихотворений, написанных для детей. Таким образом, произведение несет в себе
не только эстетическое, но и воспитательное значение. Оно повествует не о
плакатно-парадной, а о конкретной, пронизывающей всю сущность человеческого
бытия любви к тому уголку земли, где родился и вырос человек.
Стихотворение «Береза» построено настолько гармонично,
что читатель даже не всегда осознает, что деление на строфы не соответствует
традиционному построению. По сути же, четыре строфы легко укладываются в два
четверостишия с параллельной рифмовкой, но С.А. Есенину необходимо было это
деление для того, чтобы каждая деталь стихотворения приобрела дополнительную
выразительность.
К образу березы С.А. Есенин многократно обращался в своем
творчестве, каждый раз наполняя его новыми качествами и неповторимыми
оттенками. На его основе создавались незабываемые метафоры («страна березового
ситца») и оригинальные сравнения («как жену чужую целовал березку»). Береза
для С.А. Есенина — это одновременно символ русской природы и женской красоты. В
нерасторжимом единстве спаяны в нем образ родины, матери и возлюбленной — все
самое светлое, чем живет человек в этом мире.
|