Россия — страна бескрайняя... И характер
русский широкий, раздольный, но такой же нерациональный, разбросанный.
Сколько свободной земли в России, незасеянных полей, диких лесов... Да и
реки русские стоят спокойные, не движутся, не бурлят, но уж если
разольются — не остановить. Как и народ русский терпеливый, до последней
капли молчит, а возмутится — так сразу революция.
Есенин, истинно русская душа, с нежностью описывает свою любимую Русь:
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Его мастерство придает стихам движение, будто мы сидим в тех самых
"тесаных дрогах", а по обочине "бегут равнины и кусты. Опять часовни на
дороге и поминальные кресты". Но поэт не ограничивается зарисовкой
природы, в стихотворении сквозит тревога: "Холодной скорби не измерить,
ты на туманном берегу". Возможно, если судить по дате написания — 1916
год - это предчувствие революционных перемен. Или тревога личностная,
своеобразная "неустроенность" человека, вынужденного жить не в родном
селе, а в чуждом ему городе.
Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе
Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью
переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя "последним поэтом
деревни". Отсюда и появление в его лирике грустных ноток, страха перед
деревней, меняющей свое лицо.
Язык поэта образный, обильно уснащенный чисто народными словами, определениями.
Каким же надо обладать чутким, трепетным сердцем, чтобы уметь так
увидеть и передать красоту русской природы, самую ее душу. В эти же
описания вплетаются и купола, и звон колоколов церквей, которые
неразрывно связаны с русской историей. Они уже стали словно бы частью
природы, символом Руси.
Непонятное понятие "Россия" — неисчерпаемый источник для поэтов. Есенин
же сам словно олицетворение родины, удивительный каприз природы, которая
как будто специально подгадала не только талант, но и внешность поэта,
так схожую с синевой озер, пряжей нежного льна, тонкими березками да
белой метелью. Как в бездонное озеро, отчаянно бросается Есенин с
головой в любовь к России и, как каждый влюбленный, не хочет
освободиться от этого плена:
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.
Недолгую свою жизнь он выплеснул, как единый порыв нежности, как песню.
Марина Цветаева в "Памяти Сергея Есенина" точно выразила широту души
поэта:
...И не жалость - мало жил,
И не горечь - мало дал, —
Много жил - кто в наши жил
Дни, все дал - кто песню дал. |