Понедельник, 05.12.2016, 17:30

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [39]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ЕСЕНИН

Анализ стихотворения С.Есенина "Не напрасно дули ветры..." и "Закружилась листва золотая..."

Необычные метафоры заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира. Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья. Отмеченные в начале урока как традиционные для Есенина образы природы в этих стихотворениях воплощают стремление поэта к гармонии внутреннего мира и внешнего...

Благозвучие, точные рифмы, анафоры придают песенный характер обоим стихотворениям. Есенин сам любуется окружающим миром и нам помогает увидеть его красоту... Олицетворение наоборот - образ человека наделяется природными характеристиками - отражает мировоззрение автора...

Отмечаем общие для обоих текстов пейзажные образы:

вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но

место

озеро - замкнутый в себе самом водоём - завершённость, законченность пруд - вода в него втекает, из него вытекает - предполагается движение

время

упоминается весна (С чьей-то ласковости вешней), но море хлеба возможно только летом осень обозначена золотом листвы и желтизной дола, этот цвет распространяется соответственно на образы берёзы и ивы
Ветры вместе с грозой - символ испытаний, которые остались позади и привели природу и лирического героя к новому состоянию Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол - символизирует хулиганство, озорство, молодость

совпадение цветовых определений: в синей мгле = синий сумрак, но:

рдяный мак заката

красного телка -

тревожный, но и радостный, сильный цвет

В розоватой воде, розовость вод.

листва золотая, желтеющий дол -

детски-наивная, простодушная палитра

Холодному, мрачному, мёртвому, противопоставлено живое, яркое, тёплое

метафоры

Отелившееся небо

Лижет красного телка

Закат и его отражение в воде представляются воплощением единения двух начал через символ материнства

немая млечность -

галактика была страшна безъязыкостью

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...

Мечта лирического героя о слиянии, единении с природой воплощается в образе некоего фантастического существа (телёнка?) космического масштаба

Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло -

Вода - твёрдая, закат - жидкий:

"плохая физика, но какая поэзия!"

Воображаемое:

Синий сумрак как стадо овец,

словно становится реальным:

За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец....

мотивы

Все в них благостно и свято И в душе и в долине прохлада

Мотив покоя, гармонии, просветления, чистоты

Все тревожное светло -

мотив примирения:

оксюморон словно примиряет два мира (земной и небесный,

реальный и мир мечты - прекрасной, но нездешней, неразгаданной земли)

Где ты, где, моя тихая радость -

Все любя, ничего не желать?

мотив тоски по уже утраченному (или ещё не найденному?) состоянию покоя

сюжет

От утверждения целесообразности испытаний:

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза -

к констатации чудесного преображения лирического героя:

Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза.

Через избавление от страха и зависимости перед бесконечностью (вечностью):

Не гнетет немая млечность,
Не тревожит звездный страх -

к неизбежности поэтического творчества:

И невольно в море хлеба
Рвется образ с языка...

("Пророк" Пушкина?)

Кружится опадающая листва, высоко поднимает ветер ветви берёзы, звенит и замолкает бубенец - а лирический герой, влюбленный

сегодня в этот вечер, мечтает окунуться в окрашенную закатом воду подобно иве, видит появляющийся над стогом сена месяц и представляет себя жующим сено в облике загадочного существа с мордой месяца... хочет перестать желать...

(что-то в этом можно увидеть лермонтовское: "Я б хотел забыться и заснуть...")

лирический герой

Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза.

лирический герой является объектом по отношению к некоему (природному? божественному?) началу

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть -

природа олицетворена и является объектом внимания лирического героя

Я отгрустил
Полюбил я мир и вечность

Я влюблён
Никогда так не слушал:

Лирический герой открывает в себе (в своей душе) новое состояние

размер

Плещет \рдяный\ мак за\ката Хорошо\ бы, на стог \улыба\ясь,
4-стопный хорей, но первая стопа отчётливо хореическая только в 1-3 стихах 4 строфы и 2 и 4 стихах 5 строфы

Пиррихии в начале большинства стихов уподобляют их анапесту (Не напрасно...)

3-стопный анапест напевный, плавный

рифма: aBaB - перекрёстная, с чередованием женских и мужских рифм

Второе стихотворение, написанное в 1918 году, словно начинается там, где заканчивается первое (датированное 1917 годом), в котором на смену грусти пришла любовь как ощущение гармонии природы и человека, как приятие мира и вечности - пространства и времени - в качестве родного дома. Лирический герой призван всё назвать (И невольно в море хлеба\ Рвется образ с языка...), стать голосом немой вселенной. Если в первом стихотворении взгляд героя обращён к небу, все метафоры связаны с ним, оно символизирует, прежде всего, мир иной, вечный (сначала - враждебный, пугающий, гнетущий, теперь - родной и любимый), то мир второго текста представляется более камерным и домашним, пейзаж прописан более подробно, и небо, и звезда даны в отражённом, "оземлённом" виде. Вслушиваясь в разумную плоть, герой приходит к желанию раствориться в открывшейся красоте природы, стать её частью. Эволюция лирического героя не приводит к абсолютной гармонии и покою (Все любя, ничего не желать) - остаётся мучительное желание: слиться с природой до конца (Хорошо бы, на стог улыбаясь, \Мордой месяца сено жевать...).
Категория: ЕСЕНИН | Добавил: admin (07.02.2013)
Просмотров: 2741 | Теги: рифма, литота, стиховедческий анализ, целостный анализ стихотворения, анализ стихотворения, метафора, сравнение, стихотворный размер | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0