Тема родины - одна из главных тем в творчестве С.Есенина. Этого поэта
принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной.
Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил
потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню
приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания
позиции С.Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о
ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях
природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту
красоту острее увидеть, почувствовать. Есенин вошел в нашу отечественную
поэзию со стихами о деревенской Руси. За исключением последнего периода
творчества, у Есенина почти нет лирики любви. Место любимой у поэта
занимает Русь, родина, родной край, нивы, рощи, деревенские хаты. Русь
Есенина в первых книгах его стихов - смиренная, дремотная, дремучая,
застойная, кроткая, - Русь богомолок, колокольного звона, монастырей,
иконная. Русь Есенина встает в тихих заревых вечерах, в багрянце и
золоте осени, в рябине, в ржаном цвете полей, в необъятной сини небес.
Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России. Так,
одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь моя
родная..." С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое,
ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами,
образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система
ценностей. Гой ты, Русь, моя родная Хаты - в ризах образа. Для поэта
родная деревня в России -это нечто единое, родина для него, особенно в
раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что
позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как
понятие "малой родины". С присущей С.Есенину-лирику склонностью
одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к
близкому ему человеку: "Гой ты, Русь, моя родная». Мир деревни - это
как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.
Стихотворение со строки «только синь сосет в глаза» обретают ноту
щемящей грусти, со строки «как захожий богомолец» возникает образ
странника, появляется чувство неприкаянности: А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя. Но затем чувство тихой щемящей грусти сменяется
«девичьим смехом»: Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичьих смех.
Мир Руси для С.Есенина - это и мир крестьянских домов, в которых пахнет
яблоком и медом», где «гудит за косогором на лугах веселый пляс», где
радость коротка, а печаль бесконечна. В природе поэт видит источник
вдохновения, он ощущает себя частицей природы. Стихотворение — признание
в любви к родной земле, стремление раствориться в ней: Побегу по мятой
стежке На приволь зеленых рек.. Поэтический язык стихотворения
своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно-выразительны, а человек
(автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной.
Лирический герой - странник, который «как захожий богомолец» смотрит в
родные поля и не может наглядеться, потому что «синь сосет в глаза».
Русь сравнивается в стихотворении с раем: Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Отличительная черта стихотворения – потаенная грусть и щемящая жалость
ко всему живому, прекрасному, к родине, к деревне. В стихах Есенина, в
некоторых мотивах, чувствуется сын земли, сын хаты, деревенский кудрявый
парень, от ливенки и частушки пришедший в город со своими песнями,
навеянными ивовой грустью, малиновыми зорями, овсом и рожью. Есть в них
искренняя любовь к скирдам, к тополям и рощам, к коровам и кобылам. |