Вторник, 06.12.2016, 20:59

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [39]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » ЕСЕНИН

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке»

Стихотворение С. А. Есенина «Песнь о собаке» написано в 1915 году. Это одно из самых трагических стихотворений поэта. Оно о разрушении мировой гармонии, которое происходит в обычной житейской ситуации: у собаки-матери человек отнял и утопил её детей. Для Есенина, родившегося и выросшего в деревне, картина хорошо знакомая. Ведь в обычае топить щенков деревня не видела ничего плохого.

Начало стихотворения радостное, ничто не предвещает беду:

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

Показана радость собаки-матери с помощью лексического повтора «семерых», метафоры «златятся», рогожи жёлтого, как золото, цвета. Это цвет радости, улыбки, тепла. Слово «златятся» напоминает купола храма – поэт выражает мысль о святости материнства.

Во второй строфе проведена параллель между человеческим и животным миром. Вплетая в один живописный узор метафору, сравнение и олицетворение, поэт рисует картину материнской заботы о детях-щенках:

До вечера она их ласкала,

Причёсывая языком,

И струился снежок подталый

Под тёплым его животом.

Первая и вторая строфы проникнуты нежностью.

Но уже первая строка следующей строфы вносит ощущение предстоящей трагедии, а эпитет «хмурый» (хозяин) усиливает это ощущение. Здесь поэт использует и просторечное слово «поклал», которое подчёркивает мысль, что для хозяина это привычное занятие.

В четвёртой строфе незаконченная фраза

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать…

и лексический повтор «бежала»– «бежать» передаёт состояние матери-собаки, а олицетворением «дрожала» нарисована картина происшедшей трагедии. Возникшая интонационная пауза будто делит стихотворение на две части. Время для собаки-матери остановилось, жизнь не имеет смысла:

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался месяц над хатой

Одним из её щенков.

Образ месяца – символа ночи – усиливает трагическую тональность строфы.

В следующей строфе

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

собака-мать обращается со своей болью «в синюю высь», так велико её горе. Плач собаки показан с помощью повторяющихся в строфе гласных звуков и, ю, о, у, свидетелем горя матери является месяц. Он торопится уйти, чтобы не видеть этого горя. Месяц «скользил», «скрылся»

Последняя строфа стихотворения подчёркивает вселенское горе:

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Сравнение «как от подачки», олицетворение «покатились», метафора «золотыми» передают размер трагедии. Действие происходит сразу в двух измерениях - конкретно – бытовом и космическом, а образы приобретают космический характер, потому что нарушена гармония Мира.

В семи строфах стихотворения два простых предложения, шесть сложных. Употребление сложных предложений также передаёт размер трагедии и состояние героини.

Художественное пространство от земли до неба. Оно обозначено словами «закут», «воды гладь», «синяя высь».

Художественное время показано словами «утром»(начало жизни), «до вечера» (день – жизнь), «вечером» (произошла трагедия), «в синюю высь» (ночь- смерть), «покатились глаза собачьи» - время остановилось. В стихотворении поэт развивает образ движущегося времени.

Этим стихотворением Есенин говорит, что не может быть чужой боли в мире, потому что все на земле связаны, что нельзя нарушать гармонию Мира. В единстве всего живого смысл человеческой жизни.
Категория: ЕСЕНИН | Добавил: admin (31.08.2012)
Просмотров: 5633 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0