Стихотворение С. А. Есенина «Песнь о собаке» написано
в 1915 году. Это одно из самых трагических стихотворений поэта. Оно о
разрушении мировой гармонии, которое происходит в обычной житейской ситуации: у
собаки-матери человек отнял и утопил её детей. Для Есенина, родившегося и
выросшего в деревне, картина хорошо знакомая. Ведь в обычае топить щенков
деревня не видела ничего плохого.
Начало стихотворения радостное, ничто не
предвещает беду:
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
Показана радость собаки-матери с помощью
лексического повтора «семерых», метафоры «златятся», рогожи жёлтого, как золото,
цвета. Это цвет радости, улыбки, тепла. Слово «златятся» напоминает купола
храма – поэт выражает мысль о святости материнства.
Во второй строфе проведена параллель между
человеческим и животным миром. Вплетая в один живописный узор метафору,
сравнение и олицетворение, поэт рисует картину материнской заботы о
детях-щенках:
До вечера она их ласкала,
Причёсывая языком,
И струился снежок подталый
Под тёплым его животом.
Первая и вторая строфы проникнуты нежностью.
Но уже первая строка следующей строфы вносит
ощущение предстоящей трагедии, а эпитет «хмурый» (хозяин) усиливает это
ощущение. Здесь поэт использует и просторечное слово «поклал», которое
подчёркивает мысль, что для хозяина это привычное занятие.
В четвёртой строфе незаконченная фраза
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
и лексический повтор «бежала»– «бежать» передаёт
состояние матери-собаки, а олицетворением «дрожала» нарисована картина
происшедшей трагедии. Возникшая интонационная пауза будто делит стихотворение
на две части. Время для собаки-матери остановилось, жизнь не имеет смысла:
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался месяц над хатой
Одним из её щенков.
Образ месяца – символа ночи – усиливает трагическую
тональность строфы.
В следующей строфе
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
собака-мать обращается со своей болью «в синюю
высь», так велико её горе. Плач собаки показан с помощью повторяющихся в строфе
гласных звуков и, ю, о, у, свидетелем горя матери является месяц. Он торопится
уйти, чтобы не видеть этого горя. Месяц «скользил», «скрылся»
Последняя строфа стихотворения подчёркивает
вселенское горе:
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Сравнение «как от подачки», олицетворение
«покатились», метафора «золотыми» передают размер трагедии. Действие происходит
сразу в двух измерениях - конкретно – бытовом и космическом, а образы
приобретают космический характер, потому что нарушена гармония Мира.
В семи строфах стихотворения два простых
предложения, шесть сложных. Употребление сложных предложений также передаёт
размер трагедии и состояние героини.
Художественное пространство от земли до неба. Оно
обозначено словами «закут», «воды гладь», «синяя высь».
Художественное время показано словами
«утром»(начало жизни), «до вечера» (день – жизнь), «вечером» (произошла
трагедия), «в синюю высь» (ночь- смерть), «покатились глаза собачьи» - время
остановилось. В стихотворении поэт развивает образ движущегося времени.
Этим стихотворением Есенин
говорит, что не может быть чужой боли в мире, потому что все на земле связаны,
что нельзя нарушать гармонию Мира. В единстве всего живого смысл человеческой
жизни. |