В школьную программу включены стихотворения «Каждый
труд благослови, удача...» и «Спит ковыль. Равнина дорогая...», написанные в 1925 г. после одной из поездок
Есенина в родное село Константиново. Когда десятиклассники называют самые
светлые чувства, познакомятся с текстом стихотворения «Каждый труд благослови,
удача...», их внимание следует обратить
на слова четвертой строфы:
Потому так и светлы всегда
Те, что в жизни сердцем опростели
Под веселой ношето труда.
Как нужно понимать эти слова? Как относится поэт к
людям труда? Простые честные труженики всегда светлы», то есть чисты душой,
искренни, откровенны. Труд доставляет чело- веку удовольствие, облагораживает
его. Крестьянский труд в поэтическом сознании Есенина сливается с природой.
Пусть десятиклассники обратят внимание на характер изображения природы в
стихотворении. Перед нами не конкретное описание тех или иных явлений, а чисто
эмоциональное, лирическое восприятие их поэтом. Мы не можем назвать каких-либо
подробностей той картины, которую видит лирический герой. Но мы чувствуем
радость и восхищение, с которыми поэт воспринимает увиденное вокруг себя: «Хорошо
лежать в траве зеленой», «дорогим мне пашням и лесам», «омут розовых туманов»,
«берег золотить», «призрачная гладь».
От созерцания прекрасной природы и радостного
труда поэт переносится мыслями к своей невеселой жизни, к своим мучительным
раздумьям. Он оторвался от родной среды, стал не тружеником, а «соглядатаем
праздным». И поэтому столь странным кажется он пашням и лугам, его жалеет
природа, («в душу плачут чибис и кулик». Отрыв от простой, естественной трудовой
жизни, постоянные думы о покинутом, но не забытом «крае родимом» составляют
одну из причин жизненной драмы Есенина. |