Содержание этого стихотворения конкретно и в то же время условно.
Стихотворение наполнено поэтическими деталями гармоничного реального
земного мира ("белых яблонь дым", "страна березового ситца", "весенней
гулкой ранью").
В то же время в стихотворении присутствует и образ символический –
образ розового коня. Розовый конь – символ восхода солнца, весны,
радости, начинающейся молодой жизни, невоплотившейся мечты (теперь
сердце героя тронуто холодком безверия, разочарования в надеждах). Но и
реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах
восходящего солнца. На таком коне скакал Есенин в детстве и юности на
родной рязанщине.
Затем следуют строки о бренности всего земного и розовый цвет переходит в холодную, почти траурную медь:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Но поэт не останавливается на этой траурной ноте. Человек в
восприятии поэта – часть мира природы, а в природе все разумно. И жизнь
человека подвержена тем же неотменимым и мудрым законам природы, что и
все в мире. И со смертью одного жизненный круговорот не прекращается, на
смену придут новые поколения, чтобы тоже процвесть, тоже познать
радость жизни, а затем тоже умереть. Вот почему все венчают строки,
благословляющие жизнь, весну, цветение:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Обычно в стихотворении выделяются первое и последнее слово в строке в
силу своего положения. Тем большую роль должно играть в стихотворении
слово, которым завершается весь текст – "последняя точка". В этом же
стихотворении ситуация иная. Хотя стихотворение фактически и
заканчивается на слове "умереть", акцентируется в последней строке
все-таки емкое слово "процвесть" (чему служат фонетические особенности
слова и логическая интонированность). Кстати, слово "процвесть" тоже из
мира природы. Это стихотворение – благодарственная песнь жизни,
благословение всего сущего. Само слово "умереть" звучит "мягче",
приобретает элегический оттенок, оно как бы теряется среди других,
благословляющих жизнь и цветение... И. Бунин в "Жизни Арсеньева"
утверждал, что люди совсем не одинаково чувствительны к смерти: "Есть
люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное
чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства
жизни)". По отношению к теме смерти у Есенина это наблюдение И. Бунина
особенно справедливое.
По своему философскому содержанию – размышление о жизни в
предчувствии смерти – есенинское стихотворение "Не жалею, не зову, не
плачу..." перекликается с пушкинским "Вновь я посетил тот уголок
земли..." Но эта вечная для поэзии тема у Есенина, как и в свое время у
Пушкина, звучит оригинально и неповторимо.
|