Есенин был убежден, что именно он является выразителем истинно
русской песенной души, подлинной, "природной" России, и он сердито
говорил Маяковскому, что Россия – его, а не Маяковского. Россия Есенина,
так же как и Россия Тютчева, Блока, – это во многом поэтический миф
(сюда уходит корнями и последующая трагедия лирического Есенина, не
выдержавшего столкновения мечты и реальности). Для молодого Есенина
крестьянская Россия – воплощение рая. Русь в ранних стихах Есенина
празднична, лишена конфликтов, расписана под православный лубок,
лирический герой ощущает себя в ней вполне безмятежно. Главное место в
поэтическом мире Есенина занимают месяц, звезды, животные и птицы,
деревенская изба, голубые поля... Природа у поэта священна и описывается
часто в ранней поэзии как божественный храм.
Разлад в этот гармоничный мир внесла революция. В 1920 году
Есенин пишет стихотворение "Я последний поэт деревни...", в котором
собственная судьба поэта, его лирического героя изображается в
неразрывной связи с судьбой его Родины, с судьбами его современников.
Талант Есенина рожден деревенской, "деревянной" Россией, любовью Есенина
к России. Но Русь уходила в прошлое, и это порождало трагическое
мироощущение поэта. Поэт встречает гибель Руси как свою собственную.
Стихотворение "Я последний поэт деревни..." можно было бы принять
за пейзажную зарисовку с натуры, но в Константинове, где было написано
это знаменитое стихотворение, не было моста, через Оку переправлялись
здесь на лодках.
"Я последний поэт деревни..." – это стихотворение-реквием,
стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы,
природного космоса и человека уходит. Приближается чуждый древнему
"деревянному" миру "железный гость" и, наверное, новые певцы нового
времени. Они не будут больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки и
все то, что дорого сердцу поэта в его родном краю, в храме природы.
Именно в этом природном храме, где можно совершать богослужение в любой
час, и заказывает панихиду по всему, что ему дорого, лирический герой.
Ключевые слова в этом стихотворении – "дощатый мост", "луны часы
деревянные". В уходящем мире все было от природы, от древа (а не от
железа): весь уклад жизни, вся уходящая крестьянская соприродная
культура. Но "скромен в песнях дощатый мост", не по нему пойдут в
будущее современные поэту люди. Они, как это ни горько сознавать автору
стихотворения, пойдут иной дорогой, иным "мостом".
Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь. Для него
наступает последний час. Да и для "часов" тоже наступают последние
сроки, они именно "прохрипят" двенадцатый час, для них это мучительно
тяжело.
"Луны часы" здесь также не случайны. Луна появляется ночью. Ночь
разделяет день уходящий и день наступаю- щий. И как только истекут
отмеренные сроки – наступит тьма для поэта. Ничего светлого, хорошего в
его жизни уже не будет.
Поэт стоит за прощальной обедней "кадящих листвой берез". Что
случилось с тонкой березкой, некогда заглядевшейся в пруд? То же, что и с
человеком. Береза – излюбленный образ народной поэзии и поэзии Есенина.
Березы теперь "кадят", то есть разбрасывают свою листву. Это происходит
осенью. А осень – это конец года, это символ осиротевшей, умирающей
природы.
Второе четверостишие открывается глаголом "догорит": "Догорит
золотистым пламенем // Из телесного воска свеча..." "Догорит" находится в
начале строки и поэтому звучит особенно весомо, особенно безысходно.
Свеча догорит обязательно, а сама она из "телесного воска", то есть из
судеб миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих
людей и сам поэт.
В третьем четверостишии говорится о причине гибели древнего
("деревянного") мира – о "железном госте", который выйдет "на тропу
голубого поля" России с ее необъятными просторами.
"Железный гость" несет тройной смысл. Это, очевидно, и трактор,
комбайн, любая другая техника. Это и противостоящий деревне город, где
производится эта техника. Это, конечно, и новый уклад жизни, новый мир, и
новый, механический, а не природный, человек. Но, по Есенину, на
голубом поле России он не хозяин и не работник, а всего лишь "гость",
чуждый природе, рожденный не природным миром. Его не могут поэтому
принять как родного.
И, конечно, у этого "железного гостя" "черная горсть", "не живые,
чужие ладони". При нем природа осиротеет. И только будет разгуливать
буйный разбойник, бродяга-ветер, "панихидный справляя пляс". Это
кощунственная пляска на дорогих автору могилах.
Не только поэт скорбит о прошлом. Природа тоже находится в таком
же смятении, ощущая одиночество, отчаяние. Выражение чувств человека
через природу – одна из самых характерных особенностей поэзии Есенина.
И как приговор звучат последние строки стихотворения: "Скоро, скоро часы деревянные // Прохрипят мой двенадцатый час!"
|