Перед нами два стихотворения авторов, живших приблизительно
в одно и тоже время, авторов женщин: М.Цветаевой «Ушел-не ем» и А.Ахматовой «Проводила
друга до передней».
Эти
стихотворения о вечном: о радости, о боли. "оводила друга до переднейОни о любви. Причем любовь
обеих героинь несчастна. Цветаева и Ахматова говорят о самом больном, что может
испытать женщина, просто и сурово.
В
произведении М.Цветаевой настроение полно трагизма. Героиня очень расстроена, потеряна.
Сравнение «всё-мел» указывает на осколки прошлого счастья, любви. Её душевная
боль перерастает в физическую. В стихотворении же Ахматовой чувствуется
сдержанность лирической героини. Разлуку она переносит стойко, сдержанно, без отчаяния,
без истерики. Несмотря на это, её терзают бесконечные мысли:
Брошена!
Придуманное слово-
Разве я цветок
или письмо?
Эти
строки звучат иронично, в них присутствует что-то детское, так как в душе
героине трудно примириться с тем, что произошло.
Стихотворение
Цветаевой состоит из 1 катрена. Оно написано двустопным ямбом, который передаёт
стремительность, быстроту движения, создает живой, энергичный ритм.
Состоит стихотворение из пяти простых предложений.
Это говорит о том, что мысли лирической героини сформулированы четко, ясно. Сами
предложения-это короткие фразы, которые передают что-то резкое, быстрое. Автор
в первой строфе использует эллипсис, который придаёт строкам динамичность, интонацию
живой речи, словно пульс в висках, звучащий безостановочно. В начале второй
строфы Цветаева использует отточие, это помогает нам почувствовать, что
лирическая героиня задумывается о чем-то, вспоминает. Во второй используется
анафора:
И снегом был,
И снег не бел,
И хлеб
не мил.
Эти
строки очень сильно напоминают всхлипывание, плач. Ассонанс звуков [б], [л]
передают болезненность, отчаяние, муку. Реплики, как формулы, как осколки
былого счастья.
Стихотворение
Ахматовой написано хореем, с многочисленными пиррихиями, которые «замедляют»
стремительный, быстрый, живой двусложный размер.Произведение состоит из пяти
предложений. Предложения звучат осознанно и осмысленно. Это в очередной раз
подчеркивает сдержанность, умение владеть собой героини. Эпитет «золотая пыль»,
указывает на прошедшее счастье. Звуки [л], [о]усиливают звучание колокола. По
кому или чему он звонит? По ушедшей любви? И хоть героиня иронизирует над своим
положением, но рассудком понимает, что теперь ей придется жить по-другому.
Поэтому и «глаза глядят сурово в потемневшее трюмо».
В
стихотворениях можно выделить группу слов, вызывающих ассоциации к слову разлука:
Ахматова
|
Цветаева
|
Проводила
|
Ушел
|
Брошена
|
Пуст-вкус
|
Письмо
|
Мел
|
Сурово
|
Был
|
Потемневшее
|
Не мил
|
Чувства обеих героинь - это чувства боли, разлуки,
тоски, одиночества. После прочтения этих произведений меня переполнило много
эмоций. Героиню стихотворения Цветаевой мне стало жалко. Ей очень тяжело и
пусто. Строки звучат коротко и обреченно, будто жизнь остановилась. Сама она
себя, к сожалению, успокоить не может.
Эти
строки были написаны за год до самоубийства поэтессы, вызванного состоянием
глубокой депрессии, она чувствовала себя одинокой и никому не нужной.
Ахматова
трезво смотрит на всё происходящее, это более стойкая женщина. Ее умение
владеть собой восхищает.
Мне
захотелось ближе познакомиться с творчеством этих поэтесс, узнать о том, кто окружал
этих женщин и кого они любили. |