Стихотворение, начинающееся
строчкой "Слёзы – на лисе моей облезлой...",
было написано М.Цветаевой 10 февраля 1922 года,
накануне её отъезда из России, и воплощает
переживания поэтессы по этому поводу:
(1)
Слёзы – на лисе моей облезлой!
Глыбой – чересплечные ремни!
Громче паровозного железа,
Громче левогрудой стукотни –
(2)
Дребезг подымается над щебнем,
Скрежетом по рощам, по лесам,
Точно кто вгрызающимся гребнем
Разом – по семи моим сердцам!
(3)
Родины моей широкоскулой
Матерный, бурлацкий перегар,
Или же – вдоль насыпи сутулой
Шёпоты и топоты татар.
(4)
Или мужичонка, на круг должный,
За косу красу – да о косяк?
(Может, людоедица с Поволжья
Склабом – о ребяческий костяк?)
(5)
Аль Степан всплясал, Руси кормилец?
Или же за кровь мою, за труд –
Сорок звонарей моих взбесились –
И болярыню свою поют...
(6)
Сокол – перерезанные путы!
Шибче от кровавой колеи!
– То над родиной моею лютой
Исстрадавшиеся соловьи.
(1, 112–113)
Лирический сюжет данного
стихотворения можно схематично представить в
следующем виде: слёзы – ощущение тяжести
заплечной ноши – звук, заглушающий и паровозные
гудки, и стук сердца.
Образы звуков складываются из деталей
современной жизни (бурлацкий пьяный мат, крики
мужиков и детей Поволжья, похоронный звон) и
исторического плана ("шёпоты и топоты
татар", разгульные песни Степана Разина). Эти
звукообразы сочетаются с "дребезгом" и
"скрежетом" и воссоздают ощущение душевного
дискомфорта лирической героини.
В первом четверостишии Цветаева указывает на
чувства, переполняющие лирическую героиню. Это
чувство горечи, которое реализуется и в образе
"слёз", и в звуковой "перекличке" этого
слова ("слёзы") со звуковой основой эпитета
("облезлой"). Значимо и указание на
"качество" меха – "облезлая лиса". Хотя
традиционно с лисой соотносятся хитрость,
ловкость и другие подобные качества, в данном
случае актуализирована другая ипостась
"зооморфного классификатора" –
лиса-неудачница, которая постоянно попадает
впросак (2, 57).
Другое чувство, переполняющее лирическую
героиню, – это ощущение тяжести:
Глыбой – чересплечные ремни!
Здесь, как нам кажется, конкретизируется образ
той "сумочки перемётной", которую попытался
поднять богатырь в былине «Святогор и тяга
земная»:
Наезжает Святогор в степи
На маленькую сумочку перемётную.
Берёт погоняку, пощупает сумочку – она не
скрянется...
Движет перстом её, не сворохнется...
(3, 213)
С названной былиной анализируемое
стихотворение М.Цветаевой роднит мотив смерти,
реализованный в финале фольклорного текста:
А по белу лицу не слёзы, а кровь течёт.
Где Святогор угряз, тут и встать не мог,
Тут ему было и кончение.
(3, 214)
"Тяга земная", которая "притягивает"
лирическую героиню М.Цветаевой к русской земле,
реализуется в образах, представленных в первых
двух строфах стихотворения. Это образы
преимущественно звукового плана: "левогрудая
стукотня" и "паровозное железо",
"дребезг" и "скрежет". Как видим, нет
однозначности в оценке стремления лирической
героини покинуть Родину. Это желание
характеризуется как естественное, идущее от
сердца (левогрудая сторона), но, с другой стороны,
этот образ рассматривается в контексте
мифологической оппозиции "правое–левое",
где "левое" указывает на слабость и
пассивность, связь с тёмной стороной человека (4,
291). Таким образом, сложное чувство лирической
героини включает и констатацию невозможности
остаться в России, на родине, и одновременно
осознание того, что желание эмигрировать лишено
жизненных основ.
Звуковые образы "дребезга" и
"скрежета" могут вызывать у читателя
отрицательные эмоции, усиливающиеся перекличкой
названных слов со словом "щебень" (щебень
железнодорожной насыпи). Звуки др – зг – дм – тс
– скр – ж – р создают зримое представление о
"вгрызающейся" боли лирической героини,
"разом по семи... сердцам". Здесь поэт
обращается к сакральному числу "семь",
которое является символом высших космических
начал, символом интеллектуальности (5, 392). Но
также известно, что в древности число "семь"
означало цельность и полноту явления. Это
позволяет нам сделать вывод о том, что боль
целиком заполняет лирическую героиню.
В третьем четверостишии появляются образы,
связанные с Востоком: "широкоскулая Родина",
"шёпоты и топоты татар", что закономерно
вызывает у нас ассоциации с блоковскими
«Скифами»:
Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь чёрной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью!..
(6, 200)
Здесь, как и в стихотворении М.Цветаевой,
противоречивые чувства наполняют душу
лирического героя. В тексте Цветаевой "шёпоты
и топоты татар" вдоль "насыпи сутулой"
связаны с мыслью героини уехать (образ железной
дороги). Образ "татар" как знак
татаро-монгольского ига воспринимается нами и
как знак дикой, неуправляемой силы. В контексте
сказанного очевидно, что мысль об отъезде
связана у лирической героини не только с
чувством душевного дискомфорта, но и c чувством
страха, как при столкновении с природной стихией.
Исходя из выявленной выше семантики образа
железной дороги, мы можем говорить, что этот
образ воплощает в себе мысль о необратимом
движении, о невозможности что-либо изменить в
судьбе лирической героини.
В образной системе четвёртого четверостишия
воплощены те чувства, которые ещё больше
подталкивают лирическую героиню к движению по
железной дороге. Для понимания этих образов
необходимо учитывать историческую обстановку, в
которой создавался текст. Страна была
обескровлена и ожесточена, уничтожается то, что
составляет её будущее:
(Может, людоедица с Поволжья
Склабом – о ребяческий костяк?)
Но кровопролитие Цветаева рассматривает не
только как факт гражданской войны начала
XX века, но и как постоянное качество,
сопутствующее историческому процессу в России.
Поэтому в пятой строфе появляется образ Степана
Разина. Образом сорока звонарей (Марине
Цветаевой в это время было сорок лет) лирическая
героиня оценивает свою настоящую жизнь как
смерть, идёт отпевание её души ("поют
болярыню").
Учитывая значения вышеуказанных образов, можно
интерпретировать и финальные образы текста.
Противопоставление сокола и соловьёв связано с
тем, что если первого соотносят с духом света и
свободы (4, 347), то пение последних (соловьёв)
соотносят как "с радостью, так и с болью" (4,
352). Возможно, образ "исстрадавшихся
соловьёв" над "кровавой колеёй" связан с
надеждой лирической героини Цветаевой на то, что
время кровопролития сменится временем любви.
Таким образом, лирическое
переживание, воплощённое в этом стихотворении,
является сложным чувством, отражающим
размышления М.Цветаевой и о своей жизни, и об
историческом пути Родины и русского народа
вообще. На наш взгляд, без учёта исторических,
фольклорных и мифологических образов это
лирическое переживание не может быть понято. |