М. Цветаева – стихийный поэт, поэт всепоглощающей страсти. Самая
главная ее стихия – любовь, вызывающая "тайный жар", сердцебиение. Если
любовь расценивать как талант, у Цветаевой на любовь был сверхталант. В
любовь она бросалась как в омут: "В мешок и в воду – подвиг доблестный.
Любить немножко – грех большой". Этот максимализм М. Цветаевой
воплотился и в "Федре".
В 1923 году М. Цветаевой была задумана драматическая трилогия "Гнев Афродиты1".
Главный персонаж трилогии – Тезей. Части трилогии должны были
называться по именам женщин, которых любил Тезей: первая часть –
"Ариадна", вторая – "Федра", третья – "Елена". "Ариадна: ранняя юность
Тезея: восемнадцать лет; Федра: зрелость Тезея, сорок лет; Елена:
старость Тезея: шестьдесят лет", – писала Цветаева. Первую часть
трилогии – "Ариадна" – Цветаева закончила в 1924 году, "Елена" написана
не была.
В греческой мифологии Федра, дочь критского царя Миноса, жена
Тезея, воспылавшая любовью к своему пасынку Ипполиту и отвергнутая
юношей, оклеветала его в предсмертной записке, обвинив в насилии, и
затем покончила с собой.
В античной мифологии и затем в истории мировой литературы образ
Федры – это образ преступной любви. Однако на протяжении тысячелетий
этот образ, конечно же, не оставался неизменным, он от столетия к
столетию эволюционировал, углублялся, обретал новые грани, новые краски.
Каждый писатель, поэт, обращавшийся к трагической судьбе Федры, вносил
нечто новое в ее интерпретацию, и за прошедшие тысячелетия отношение к
преступлению Федры эволюционировало от безусловного осуждения (Еврипид,
Сенека, Расин) до глубочайшего сочувствия (М. Цветаева). Эти колебания
определялись запросами времени, принадлежностью автора к тому или иному
литературному направлению, а также творческой индивидуальностью,
психологическим темпераментом автора очередной интерпретации знаменитого
античного мифа.
Сюжетно М. Цветаева в своей поэтической драме "Федра" следует за
Еврипидом. Но сам по себе сюжет в ее драме не важен, и перипетии сюжета
здесь, по сути, не играют никакой роли. Тогда ради чего написана драма
М. Цветаевой? Цветаевская драма написана в ином ключе, с иным
мировосприятием. Ее драма – это гимн любви, любви трагической. Известны
слова М. Цветаевой: "И ни одной своей вещи я не писала, не влюбившись
одновременно в двух (в нее – немножко больше), не в них двух, а в их
любовь. В любовь". Этому утверждению соответствует и структура драмы,
состоящей из четырех частей-картин2
– вершин эмоциональных переживаний. Причем каждой картине Цветаева
находит поразительно оригинальное, точное, емкое,
метафорически-поэтичное название, разбивающее все сложившиеся за два
тысячелетия каноны сюжета. Цветаевские метафоры невозможно предсказать и
исчислить. Этим они и интересны.
Первая картина – "Привал" – посвящена Ипполиту, удалой, привольной жизни его и его друзей, славящих богиню Артемиду3, радости охоты:
Хвала Артемиде за жар, за пот,
За черную заросль, – Аида вход
Светлее! – за лист, за хвою,
За жаркие руки в игре ручья, –
Хвала Артемиде за все и вся
Лесное.
Между тем юный Ипполит так прекрасен, что "не полюбить его могла
только слепая", то есть Цветаева уже в первой картине косвенно
освобождает Федру от вины; причем у Цветаевой не воля богов является
причиной страсти Федры, а человечески-телесная красота пасынка.
Вторая картина – "Дознание" – рисует Федру, безотчетно скрывающую
свою любовь, а затем доверяющую сокровенную тайну кормилице, умудренной
жизненным опытом женщине. Голос кормилицы – это голос самой Цветаевой,
рупор ее влюбленности в любовь, невозможности для женщины жить без
любви-страсти. До-знание – Цветаева раскрывает трагедию женщины,
обделенной любовью. Вот, например, слова кормилицы, обращенные к Федре:
"Мой удар // По Тезею – стар". Сколько силы и выразительности в этих
односложных "удар", "стар"!
Картина третья – "Признание" – кульминационная в драме, она повествует о встрече Федры и Ипполита, признании Федры.
Четвертая картина – "Деревце" (!) – представляет собой
трагическую развязку: Ипполит погиб; Федра покончила с собой (смерть
героини трагедии – она повесилась – разумеется, символична и в контексте
драмы, и в контексте судьбы ее автора). В названии этой главы –
пронзительность и беззащитность, одиночество и безысходность любовного
чувства героини трагедии.
Цветаева в своей поэтической драме не повторяет подробностей
известного мифологического сюжета. Она предельно схематизирует сюжет,
оставляя лишь его ключевые эпизоды. Цветаева дает не нравственную
трагедию Федры, не борьбу чувства и долга (как у Расина), а историю
трагической любви. Формула цветаевской драмы, в отличие от трагедии
Расина, иная: "Любовь (если она есть) всегда права". В "Федре", как
полагала Цветаева, Ипполиту должно быть 20 лет, Федре – 30, Тезею – 40.
Федра – третья жена Тезея, и она по-женски несчастлива: она не
любит Тезея, и жизнь с ним не приносит ей радости. В этом Федра боится
себе признаться, но это растолковывает ей ее кормилица. Цветаева и мы,
читатели, сочувствуем несчастной Федре, которая намного моложе Тезея.
См. монолог кормилицы из картины второй "Дознание":
Так я скажу. Мой удар
По Тезею – стар.
С пауком тебя, Федра, спарили!
Чтоб ни вздумала, чтоб ни...Старому
Мстишь. Ничем ему не грешна.
В мужнин дом вошла
Женой позднею, женой третьею.
Две жены молодую встретили
На пороге...
...Блюды из рук летят, –
Амазонкин взгляд
Зоркий, – и не гляди за занавес!
Целый двор, целый дом глазами их
Смотрит. Огонь в очаге заглох –
Ариаднин вздох...
Федра у Цветаевой умирает не потому, что ее мучают угрызения совести, что в ее душе борются страсть и долг4.
Федра у Цветаевой не виновна в своей любви к Ипполиту. Причина смерти
Федры в драме Цветаевой иная. Федра приходит к Ипполиту, неся свою
любовь как крест, приходит в изнеможении:
"ноги босы, косы сбиты..."
Она молит отвергающего ее любовь Ипполита:
"На два слова, на два слога!"
Ипполит же в ответ:
"Не сластница, а засада!"
И вновь Федра молит Ипполита:
На пол-звука, на пол-взгляда,
Четверть звука, отклик эха...
На лишь ока взгляд, лишь века
Взмах! Во имя Белопенной
Взглянь: ужель тебе ничем не
Ведома, и так уж ново
Все, ужель тебе ничто во
Мне... Глаза мои...
...Ждав – обуглилась!
Пока руки есть! Пока губы есть!
Будет – молчано! Будет – глядено!
Слово! Слово одно лишь!
Ипполит – в ответ: Гадина...
После такой отповеди выход для любящей женщины один – петля. Жить
дальше нет смысла и нет сил. Концепцию образа Федры Цветаева
сформулировала так: "NB! Дать Федру, не Медею, вне преступления, дать –
безумнолюбящую молодую женщину, глубоко понятную".
У Цветаевой Ипполита оклеветала кормилица Федры, сраженная ее
смертью. Тезей проклинает сына, и Ипполит погибает. Но затем на теле
Ипполита слуга находит и передает Тезею тайное письмо – признание Федры в
любви к Ипполиту. Мы помним, что на признание Федры в любви Ипполит
ответил резкой отповедью. Тезей узнает, что виновен не Ипполит, а Федра,
что письмо Федры – это "Ипполита похвальный лист". Однако его горе от
этого не становится легче, ведь "слава сына – позор жены!"
Кормилица признается Тезею в том, что виной всему – она, что
сводня – она. Она не может снести позора своей госпожи и стремится
оправдать Федру, снять вину с нее. Но Тезей отклоняет вину кормилицы,
так как она только орудие рока:
Нет виновного. Все невинные.
О очес не жги, и волос не рви, –
Ибо Федриной роковой любви
– Бедной женщины к бедну дитятку –
Имя – ненависть Афродитина
Ко мне, за Наксоса разоренный сад...
Там, где мирт шумит, ее стоном полн,
Возведите им двуединый холм.
"За Наксоса разоренный сад" – за разоренный сад любви, отказ от
любви, так как в свое время на острове Наксос Тезей оставил Ариадну
(богу любви Аполлону, который обещал бессмертие Ариадне). В отличие от
трагедии Еврипида, трагедия Цветаевой – это не трагедия царя Тезея ("И
далеко, далеко звучи // Весть о горе великом царей!" – так заканчивается
трагедия Еврипида), а трагедия безответной любви. Эмоционально Цветаева
оставляет утешение и погибшей Федре, и читателю: Федру и Ипполита не
соединила жизнь, так пусть соединит их хотя бы смерть:
Пусть хоть там обовьет – мир бедным им! –
Ипполитову кость – кость Федрина.
|