Поэтический цикл М.И. Цветаевой «Стихи о Москве» включает
в себя девять наиболее значительных стихотворений ее раннего творчества,
написанных весной и летом 1916 года. Он воплощает характерные особенности
цветаевского синтаксиса (фрагментарность, обилие тире и восклицаний), передающие
взволнованное отношение лирической героини к миру, любование красотой родного
города.
В цикле «Стихи о Москве» изображен дореволюционный город,
главным украшением которого являются храмы. Сорок сороков церквей, купола,
часовни, соборы изображены М.И. Цветаевой в радостном величии, на фоне
колокольного звона «Как золотой ларчик, Иверская горит», — пишет Цветаева в
третьем стихотворении цикла, имея в виду московскую чудотворную икону Божьей
Матери. Празднование в честь этой иконы совершается как раз 31 марта, когда и
написаны эти поэтические строки (все три первых стихотворения цикла). Во
втором стихотворении упоминается знаменитая икона «Нечаянная радость», также
посвященная Божьей Матери. На иконе изображена горница и перед нею на коленях
— раскаявшийся грешник.
Лирическая героиня стихотворения обещает своему чужеземному
гостю, которому она показывает Москву, покровительство богородицы («И на тебя
с багряных облаков Уронит богородица покров»). Икона находится в Кремле,
неслучайно Цветаева упоминает Спасские ворота. Но очевидно, что автора
интересуют не просто архитектурные красоты Москвы, а в первую очередь
православные святыни. Празднование иконы Иверской Божьей Матери происходит во
время Великого Поста, о котором также упоминает Цветаева в цикле («Ты постом —
говей, Не сурьми бровей»).
Каждое поколение бережно, как самую драгоценную святыню,
передает следующему из рук в руки Москву. Однако и после смерти лирическая
героиня М.И. Цветаевой не отделяет свою судьбу от образа родного города («Мне
же — вольный сон, колокольный звон, Зори ранние На Ваганькове», «В дивном
граде сем, В мирном граде сем, Где и мертвой мне Будет радостно...»).
Употребление древнерусского варианта слова «град» вместо современного «город» на
уровне лексики подчеркивает древнюю историю Москвы.
Уже в ранней лирике М.И. Цветаевой мотив смерти является
одним из ключевых. В четвертом стихотворении цикла лирическая героиня пытается
представить картину своего прощания с миром. Образ смерти ассоциируется у М.И.
Цветаевой с благообразием («Сквозь легкое лицо проступит — лик», «О, наконец,
тебя я удостоюсь. Благообразия прекрасный пояс!», «Меня окутал с головы до пят
Благообразия прекрасный плат»), отстраненностью («Отцарствуют, отплачут,
отгорят... Мои глаза») и покоем («Паломничество по дорожке черной К моей руке,
которой не отдерну»),
В пятом стихотворении цикла М.И. Цветаева называет Москву
«городом, отвергнутым Петром». Здесь имеется в виду факт переноса Петром
Первым столицы из Москвы в Петербург. Однако М.И. Цветаева все равно считает
Москву первым городом России. Для нее важен православный календарь. Неслучайно
в цикле упоминается Пасха, Троицын день и, наконец, Иоанн Богослов.
В восьмом стихотворении главной становится тема соборного
единения («Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси —
бездомный, Мы все к тебе придем»).
От картины собственных похорон лирическая героиня
мысленно переносится ко дню собственного рождения. Последнее стихотворение
цикла начинается и заканчивается любопытной художественной деталью — образом
красной рябиновой кисти. Эта кисть в последней строфе стихотворения наделяется
эпитетами «жаркий», «горький» и символизирует страстный, импульсивный характер
лирической героини. «Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть»,
— пишет М.И. Цветаева.
Цикл «Стихи о Москве» создан в традициях русской православной
культуры, и образ города воспринимается как символ национальной святыни.
Перестав быть официальной столицей, Москва продолжает восприниматься
лирической героиней как сердце родной земли, чему немало способствуют
расположенные здесь православные храмы и иконы.
|