Среди лирики М.И. Цветаевой выделяется цикл «Стенька Разин»
(1917), стилизованный старорусский сказочно-былинный стиль. В отличие от
многочисленных исповедей-монологов лирической героини это произведение имеет
лиро-эпический сюжет. В его основе лежат фольклорные исторические песни о Степане
Разине.
Для М.И. Цветаевой важны не социальные корни личности
героя, не его историческая роль — в центре внимания поэта оказывается история
любви русского атамана к чернобровой княжне-персиянке.
Композиционно произведение распадается на три неравновеликие
части. Первая из них представляет собой своеобразную экспозицию. Под покровом
заступницы-ночи с полоненной персиянкой «отдыхает бешеный атаман». Эпитет
«бешеный» как нельзя метко определяет исполненный безудержной удали характер
героя. Сопровождающий любовную сцену необычный звуковой образ — «соловьиный
гром», а также эпитет «жаркий» («с своей княжною из жарких стран», «над жарким
его шатром») символизирует разгар любовных утех.
Интересно, что ночь в раннем творчестве М.И. Цветаевой
осмысливается в русле традиционной романтической символики. Это особое время,
когда душа погружается в стихию страстей и сердечных терзаний. Однако ночь
представляется авторскому лирическому сознанию не только как царство любви и
поэзии, но и как оплот сатанинских сил, что усиливает в стихотворении мотив
греховного искушения.
Примечательно, что в дальнейшем в творчестве М.И. Цветаевой
наметится существенное изменение в использовании образа ночи. С 1920-х годов
символика ночи утрачивает романтическую окраску. Ночь становится эквивалентом
судьбы и смерти (как физической, так и духовной).
Вторая часть стихотворения также открывается спокойной на
первый взгляд, картиной. Настораживает лишь зловещая тишина, окружающая героев:
И не видно звезд, и не слышно волн, — Только весла да
темь кромешная!
Как мы уже упоминали, звезда — традиционный поэтический
символ надежды и веры. Отсутствие звезд — своеобразный символический недобрый
знак, возвещающий о предстоящей трагедии.
Затем образ романтической ночи в данном стихотворении
олицетворяется, персонифицируется. Она становится невольной свидетельницей
разговора героев, в котором Стенька называет персиянку жемчужинкой. Жемчужинка,
как известно, похожа на слезинку. Данный образ традиционно используется в
поэзии как символ печали. В стихотворении он повторяется в заключительной
части произведения, наполненный именно этим смыслом.
Центральный образ второй части — фигура самого атамана.
Быстрая смена настроений разоблачает коварство Степана. «Я твой вечный раб», —
восклицает он ночью, обращаясь к девушке. Утром романтические чары персиянки
ослабевают, и подстрекаемый казачками, атаман бросает персиянку в пучину вод.
Смертный грех вечным, несмываемым грузом падет на его душу. Степан изображен в
сильном гневе. Выразителен портрет героя, состоящий из ярких психологических
деталей («рот закушен в кровь», «ходит атаманова крутая бровь», «побелел
Степан — аж до самых губ»). Благодаря экспрессивным синтаксическим конструкциям
традиционные черты романтического героя в портрете Степана начинают выполнять
индивидуализирующую функцию.
Интересно сравнение атамана с грозным дубом («И стоит
Степан — ровно грозный дуб»). Оно не только оттеняет упрямую, несокрушимую
силу характера героя, дерево в мифологии символизирует мотив жертвенности.
Расправляясь в угоду своим соратникам с прекрасной пленницей, Степан приносит в
жертву как персиянку, так и свою душу.
В третьей части возникает традиционный для русской романтической
поэзии мотив сна. Ее центральный поэтический образ — полоненная персияночка. Он
создается при помощи повтора ряда деталей из первой и второй частей, но детали
эти переосмысливаются, словно отражаясь в стеклянном пологе, под которым
понимается водная гладь. Так, жемчуг — в начале произведения деталь,
символизирующая красоту, оборачивается трагическим символом горя. Поэтичный
зрительный образ жемчужинок на нитке подкрепляется звуковым образом звона
капающих слезинок:
И снится Разину — звон:
Ровно капельки серебряные каплют.
Лихая удаль атамана на деле оборачивается бессердечностью.
Очерствевшее сердце героя превращается в стеклянный осколок. Тема греха,
заявленная уже в начале произведения («И уносит в ночь атаманов челн
Персиянскую душу грешную»), перерастает в тему возмездия.
Я приду к тебе,
дружочек,
За другим башмачком,
— восклицает мертвая персиянка со дна речного.
Интересно представлено осмысление совершенного злодеяния
с точки зрения религии. Примечательно, что конфликт атамана со своими казаками
первоначально возникает на религиозной почве:
Належался с басурманскою собакою!
Вишь, глаза-то у красавицы наплаканы!
Затем сам атаман, утопив персидскую княжну, называет
своих сподвижников «нехристями». Этот кульминационный момент произведения
динамичен. Могучий, словно дуб, он вдруг пошатнулся, почувствовав себя словно
опьяненным гневом. В финале же загубленная персиянка неожиданно предстает в
образе божьей матери:
И снится лицо одно -
Забытое, чернобровое.
Сидит, словно божья мать,
Да жемчуг на нитку нижет.
Потерянный красный башмачок погубленной Разиным княжны,
скорее не знак ее страсти, а символ жертвенности.
Поэтичен звуковой образ финала, имитирующий традиции
женского восточного танца:
И звенят-звенят,
звенят-звенят запястья.
Затонуло ты,
Степаново счастье!
Звуковое удвоение «Степаново счастье» гармонично завершает
аллитерационный звуковой повтор. Персияночка словно протягивает к Степану руки,
заманивая его на дно. Финал стихотворения словно предвещает трагический конец
самого Степана
Строго говоря, Степан Разин скорее не лирический герой
стихотворения, а лирический образ-персонаж, удачно воплощающий идею русского
национального характера, его несокрушимый бунтарский дух и нереализованные
богатейшие возможности.
|