На стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной...»
написан очаровательный романс. Это одно из наиболее музыкальных произведений
раннего творчества М.И. Цветаевой. Любовь воспринимается в нем лирической
героиней как болезнь. Она превращает взаимоотношения людей в некое театрализованное
действие, в ходе которого приходится краснеть и притворяться. Отсутствие же
любви воспринимается как определенная свобода в отношениях. Героиня упивается
возможностью безудержно, безоглядно выражать свои эмоции, не надевая на себя
маску притворства, что как нельзя удачно соответствует ее темпераментному
нраву:
Мне нравится, что можно быть смешной - Распущенной — и не
играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Парадоксальность заложена в самой ситуации. Оказывается,
не сковывая свободу лирической героини, не тревожа ее покой, герой тем самым
невольно делает ее счастливой. А любовь ведь и реализуется в том, чтобы
подарить человеку счастье:
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами.
Подобное отношение к любви, а в особенности к венчанию,
взламывало сложившуюся и устоявшуюся в литературе романтическую традицию. Оно
подчеркивало неординарность цветаевской героини, неженскую логику ее
рассуждений.
Произведение словно сплетено в венок из многочисленных
анафорических повторов, большую часть из которых составляют отрицания.
Центральный ключевой повтор «Мне нравится, что вы больны не мной», обрамляя
стихотворение, образует кольцевую композицию.
Примечательна звуковая организация стихотворения. В то
время как основной повтор строится на игре сонорных согласных, большая часть
художественных деталей организована также еще и по принципу ассонансных
созвучий: «редкость встреч», «закатными часами», «негулянье под луной» и т.д.
Столь продуманный мелодический рисунок стиха свидетельствует
о значительном росте поэтического мастерства М.И. Цветаевой, о ее способностях
к дальнейшему совершенствованию, а точнее, к дальнейшей огранке ее художественного
таланта.
|