Наверное, нет ни одного человека, который бы не любовался природой, которого бы эта природа не поразила своей красотой, великолепием.
А ведь иногда как хочется запечатлеть случайно увиденную картину! И тогда жалеешь, что ты не художник и не поэт, потому что они умеют это делать мастерски. Красноречивы их художественные произведение. Например, стихотворение «Перед закатом набежало…» И. Бунина.
В нем автор будто остановил мгновение и развернул его во всех красках и деталях на бумаге. В этом заключается импрессионистичная манера описания поэта.
Изображение зримо, живописно, мы легко можем его себе представить. Особенно благодаря ярким образам: заката и леса, облака и радуги, дождя и чащи. В стихотворении ассоциативный принцип композиции: один образ вызывает в памяти другой и возникает важная цепочка элементов пейзажа. Мы понимаем, что перед нами великолепный пейзажный этюд. Но природа не статична в нем, она не просто фон повествования. Она оживает на глазах у читателя, становится участником событий. Автор использует прием олицетворения и антропоморфизма, чтобы наделить её человеческими качествами. Так, «лес затих, прохладою дыша», а «облако набежало». Это помогает поэту не только оживить её, а также соотнести с человеком, с лирическим субъектом. Поэтому природный пейзаж в творении психологический, он перекликается с душевным. Эпитет «веселым шорохом» не только передает движение в природе, но и рисует радостное настроение героя.
Природа, на первый взгляд, оказывается на главном месте, в центре внимания в произведении. Однако для автора основной задачей было не просто изобразить предмет, великолепную картину, а скорее передать впечатление и ощущение лирического субъекта от нее с помощью палитры цвета, запахов, звуков (приема синестезии, взаимопроникновения этих трех элементов). Поэт хотел выразить то, что невидимо глазу, то, что скрыто.
Цветопись наполняет изображение красками: «золотые», «зеленый», «ядреный». Однако образ радуги рисует в нашем воображении еще немало других ярких цветов. «Засверкало все вокруг»,- отмечает автор, и читатель представляет картину, которая так и переливается всеми возможными цветами. Эпитет «стеклянный» не только вносит голубой оттенок, но и передает ощущение хрупкости мира, природы. Вся картина словно пронизана ароматом свежести после дождя, прохладой («затих, прохладою дыша»). Некое великолепие пейзажа, его красоту и необыкновенность передает ассонанс звука «а» («радуга упала», «засверкало»). Прием звукописи также придает произведению музыкальность и ритмичность.
Бунин не только остановил и запечатлел мгновенье, но и передал движение в нем. В стихотворении множество глаголов, которые способствовали этому. Они придают стремление, динамизм картине. Причем, глаголы настоящего времени («затих») и прошедшего («набежало», «упала») настолько сплелись, что ощущение определенного времени исчезло.
Тема природы, которая доминирует в стихотворном творении, плавно переходит к «вечной» теме любви. Возникает образ возлюбленной лирического субъекта. Автор дает ей очень выразительную портретную характеристику: «взор счастливый и блестящий», «покерных уст». Используется высокая лексика, чтобы выделить и возвысить её. Ощущается некоторая светлая грусть, охватившая героя, ностальгия о прошедшем счастье. Прерывистость речи (многоточие, тире), насыщенность восклицательными предложениями создают впечатление его взволнованности. Данное стихотворение передает глубоко личные, интимные чувства и мысли героя, созерцающего природу и размышляющего над философскими вопросами о любви, жизни, мироздания. Поэтому мы может отнести это произведение к жанру элегии.
Несомненно, природа – основное проявление жизни, и именно она влияет на душевное состояние лирического субъекта. Риторическое восклицание «Вот день!» указывает на радость, восторг, на его сильные и громкие эмоции. Под их влиянием, он (лир. субъект) вспоминает самые душевные, приятные моменты своей жизни: "Уж это не впервые…"
Природа, любовь и поэзии тесно связаны друг с другом и играют важную роль для поэта. Они выводят из обыденности в мир счастья, направляют стремиться от земного к вечному, идеальному. Поэтому Бунин своим художественным произведением хотел «заразить» читателя чувствами и красотой.
Элегическому, спокойному характеру повествования не противоречит четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой, а лишь придает произведению мелодичность, музыкальность.
Конечно, особое место в искусстве слова принадлежит И.А. Бунину, «королю изобразительности», мастеру слова, который создал великолепные, бесценные произведения-шедевры, интересующие людей и спустя много лет.