Первая трудность, с которой могут столкнуться не ученики, а организаторы экзамена, — отсутствие этого стихотворения в большинстве изданий лирики Бунина. Поэтому лучше обратимся сразу к собраниям сочинений Бунина.
Вторая трудность — уже для учеников — необычность формы и сложное философское содержание. «Летняя ночь» написана белым стихом, границы предложений не совпадают с границами строк, отчего создаётся впечатление естественной, но при этом ритмизированной речи. Стихотворение состоит из двух частей: первая — это сцена разговора матери и ребёнка, сидящих летней ночью на ступенях, ведущих в сад, — сцена эта объединена с пейзажной зарисовкой; вторая часть — это последние три строки, которые возводят первую часть на уровень философского символа.
У ребёнка худое личико. Сонный ребёнок просит звезду. Символом чего для человека является звезда? Как можно понять желание ребёнка? Какие поэты обращались к образу звезды? Вспомним Тютчева, Фета, Маяковского.
Образ матери более сложен, чем образ ребёнка. Дом помещичий, расположен в степной глухомани. Почему мать не укладывает ребёнка в кровать, а сидит на балконе, под открытым небом, и держит сына на руках? Автор не даёт никаких зацепок, оставляя простор нашему воображению. Может быть, ребёнок был болен, а сейчас он выздоровел и попросился посидеть на балконе? Может быть, мать кого-то ждёт, и ребёнок на руках не позволяет ей ощутить своё одиночество, — напротив, создаёт впечатление нужности, осмысленности её жизни? Отметим противоречие: "счастливым вздохом” — "грустными глазами”.
В стихах Тютчева часто явление или состояние природы сравнивается с состоянием человека. У Бунина в «Летней ночи» — иное: состояние человека сравнивается с феноменами природы: ночным небом, мерцаньем звёзд. Тютчев доказывал, что природа одухотворена. Бунин одухотворённость, одушевлённость природы не подвергает сомнению. Он сомневается порой в одухотворённости человека («Человек из Сан-Франциско»). Сравнение души с небом и звёздным мерцаньем приводит к мысли о единстве космической жизни.