Природа для И.А.Бунина – волшебная сила, наделяющая человека мудростью, красотой, радостью бытия, ощущением единства с великими силами природы.
Ведь счастье – по Бунину – это полное слияние с природой. А достичь этого может лишь тот, кто прикоснулся к её тайнам, кто «видит» и «слышит» малейшие изменения в природе.
Да, перед нами разворачивается потрясающая картина русского поля, степи. Вы совершенно правы, утверждая, что описание этого пейзажа мастерски связано с фрагментами истории Древней Руси. Не случайно автор берёт эпиграфом к своему стихотворению строки из «Слова о полку Игореве».
В словах: «шумит», «колышет», «ночь», «шепчутся», «нарушает». Мы слышим шелест, шёпот ковыля. Сочетание шипящих согласных рождает совершенно определённый звукообраз, передаёт ощущение шороха, шелеста. Слова «шуршит, склоняясь ровной чередой» служат своеобразным «звукообразным» замком при обрамлении «основной» части стихотворения. Таким образом, использование приёма аллитерации способствует созданию необходимого автору звукового образа.
Да, это устаревшая лексика: «вежи», «ратный стан» и лексика диалектная: «яруги», «балки», « шлях». Вежи – шатры; шлях – на Украине и на юге России: наезженная дорога, путь.
Имеются эпитеты как художественные «тёмные балки», «степь безбрежная», так и постоянные «сладкий сон», «вольный ветер», «ветер буйный», «степной орёл седой». Наличие постоянных эпитетов прямо указывает на связь этого стихотворения с древнерусской литературой и устным народным творчеством.
«Травы шепчутся», «шумит трава дремотно и лениво», «в задумчивых, тоскующих полях», «немых могил» - всё это является примерами олицетворения. Олицетворение как вид метафоры создаёт «зримость», осязаемость образов природы у Бунина. Использование Буниным этого приёма имеет и особенное значение. Вспомним, что всё стихотворение перекликается с древнерусской поэмой «Слово о полку Игореве». А в «Слове…» олицетворение является одним из ведущих приёмов...
Что колышет ветер в тёмном поле?
Холодеет ночь перед зарёю…
В данном случае повтор служит для усиления художественной выразительности, а также для того, чтобы подчеркнуть значимость образа степи, словно перекочевавшего из древнерусской поэмы.
Кроме повторов в стихотворении присутствует инверсия: «нависает в тёмных балках сумрак», «холодеет ночь перед зарёю», «что колышет ветер»… Постановка глагола перед существительным (сказуемого перед подлежащим) усиливает, акцентирует наше внимание именно на предметах, а не на глаголах; их важности, значимости для создания образа предрассветного часа в степи.
Наличие риторических вопросов в тексте:
Где Игоря обозы проходили
На синий Дон?..
…Что шумит-звенит перед зарёю?..
Риторические вопросы активизируют наше внимание, усиливают нашу эмоциональную реакцию. Для лирики Бунина в целом характерно использование как номинативных предложений, так и глагольных конструкций.
В стихотворении «Ковыль» мы видим явное преобладание глагольных конструкций, при употреблении которых происходит одушевление предмета-носителя признака, но более тонкое и глубокое, чем олицетворение, выполненное лексическими средствами:
Используя глагольный тип предложений, Бунин наделяет природу способностью к самовыражению, какой обладает лишь человек.
Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет. Мир его – по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний.