Одной любви музыка уступает,
Но и любовь – мелодия.
А.С.Пушкин
Вижу я, представляю себе, как через огромный, не до конца
еще изведанный материк русской литературы течет, набирая силу, могущество и
неповторимую красоту звучания, неиссякаемая река русской поэзии. Поток ее могуч
и необратим, непостижим в своем величии. Пушкинский гений, лермонтовская скорбь
и печаль, великая некрасовская любовь к народу, поразительная загадка
тютчевских откровений – все слито воедино и течет в океан человеческой
мудрости. И низвергается в эту реку блоковский водопад, могучий и сверкающий, в
котором ликует жизнь.
Александр Александрович Блок!
Судьба наградила его всем: красотой и силой, даром
предвидения и великодушием гения. Великий
русский поэт, «большой мастер стиха», он очень любил платоновское
выражение: «Прекрасное – трудно». И, наверное, это не случайно, ведь пришлось
ему жить в век, когда самое высокое и истинное утрачивало свои ценности.
Поэтому и был он последним
«средневековым менестрелем»,
таинственным рыцарем, преклоняющимся пред красотой и по-дантовски хранящим
верность своей Прекрасной Даме.
Знаю, что А.А.Блок все свое творчество рассматривал как
единый роман в стихах и мудро назвал его «трилогией вочеловечения». Какие
ответственные слова, не правда, ли? Ведь только богословы говорят о
вочеловечении Христа, а в другой связи это слово обыкновенно не употребляется.
Думается мне, что хотел великий поэт выразить самое сокровенное, выстраданное
поведать о трудном, тернистом пути своего лирического героя, о встававших перед
ним соблазнах, мучительных терзаниях его души.
Да, созданные на основе мистицизма Средневековья и
Возрождения, идей Платона и идеалистической философии Владимира Соловьева, в
стихах которого божественная сила служит недосягаемой цели возрождения и
преобразования всего человечества и воплощена в неповторимом образе Вечной
Женственности, блоковские творения, несомненно, требуют вдумчивости и внимания.
По словам В.Я.Брюсова, « надо войти в круг переживаний поэта, чтобы полно
воспринять их; надо вчитаться в его стихи, чтобы вполне оценить их
оригинальность и красоту».
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной
Дамы
В мерцании красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
Передо мной жемчужина блоковской поэзии, несомненный
шедевр, написанный языком ассоциаций, образов и символов. И это не только стихи
о любви, прекрасном и неповторимом человеческом чувстве, но и о мире,
сложном и неизведанном, о вечных
началах, которые пробуждают человека к добру и красоте, согласию и гармонии
души.
Наверное, не ошибусь, если скажу, что стихотворение
«Вхожу я в темные храмы…!» и есть то «мгновение слишком яркого света», о
котором А.А.Блок писал А.Белому.
Темные храмы… Он, с его непостижимым, трагически
раздвоенным и космическим мироощущением, ждет. Он ждет Ее появления. Она – его Прекрасная Дама, владычица
вселенной, Величавая Вечная Жена, в образе которой воплощено для блока некое
всеединое божественное начало, которое, по его мысли, спасет мир и возродит человечество к новой,
совершенно идеальной жизни.
Неповторимое по красоте языка, удивительно музыкальное
стихотворение «Вхожу я в темные храмы…», по справедливости наиболее ценимое и любимое мной из всего блоковского
цикла «Стихов о Прекрасной Даме», показывает всю отдаленность и непостижимость
для лирического героя его Владычицы, его
Закатной Таинственной Девы.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
Как поразительно таинственны и романтичны, торжественны и
величавы эти строки, исполненные преклонения и любви.
Великое и всеобъемлющее чувство, у Блока оно достигает
невероятной высоты, ибо представляется прежде всего как образ служения чему-то
высшему и вечному. Кто она, та девушка,
к которой обращены его любовные переживания, чей образ грезится ему, видится,
как сладкий сон?
«О блоковской
Прекрасной Даме много гадали, - писал Н.Гумилев, - хотели видеть в ней
то жену, то символ России». Да, я знаю,
вдохновительницей удивительных стихов была возлюбленная и жена поэта – Любовь
Дмитриевна Менделеева.
Говорят, что письма влюбленных, откровенные и
взволнованные, читать нельзя, это неэтично. Но вслушайтесь в эти строки! Их
написал муж своей жене: «Ты – мое Солнце, мое Небо, мое Блаженство. Я не могу
без Тебя жить ни здесь, ни там. Ты первая моя Тайна и Последняя Моя
Надежда. Моя жизнь вся без изъятий
принадлежит Тебе с начала и до конца». Все самые возвышенные слова в этом
письме-признании написаны с большой буквы, оно преисполнено столь глубокого
преклонения и нежности, что я как будто слышу: «О, Святая, как ласковы свечи,
как отрадны Твои черты!» значит, жизнь и искусство неразделимы, и тот
обновленный мир, о котором мечтал Блок, творил он не только в стихах, но и в
жизни. И думается мне, поэт отнюдь не «жертва» своего чувства, служит он ему
сознательно и свободно, делая его неиссякаемым источником высоких вдохновений и чистых помыслов. И ни
на секунду не оставляет он убежденности в том, что создан человек для любви и
счастья.
А что же лирический герой этого удивительного
стихотворения? Что испытывает он, что чувствует? Одинокий и возвышенный,
взволнованный и встревоженный, преисполненный страстного ожидания, он приходит
в таинственные « темные храмы» каждый вечер, и часы эти, часы «бдения», когда
перед розовым закатом он приносит свой обет, зажигает свечи, и «совершает
таинственный обряд», я думаю, самые счастливые для него и неповторимые. Потому
что все, что есть в природе светлого и чистого, яркого и огненного, связано для
него только с ее образом, а все, что не
она, - мрак, тьма.
Как символично, что встреча их должна произойти в храме,
где вера, незыблемая и святая, только укрепляется. И герой стихотворения верит
в то, что она придет – и все озарится светом великой истины.
Вздрагивающий от
каждого скрипа дверей, « в тени у высокой колонны» он ждет ту, чей образ так
неясен, он мистичен и так прекрасен, что непонятно даже, кто она: то ли звезда,
далекая и недосягаемая, то ли женщина, земная и возвеличенная, а может, икона
божественная или просто сон наяву, мечта об озаренном образе «Величавой Вечной
Жены».
Что меня больше всего поражает в стихотворении «Вхожу я в
темные храмы»? думаю, не ошибусь, если скажу, что это речь, уклончивая, не
совсем постижимая и дремотная, окутанная ореолом таинственности. Поразительно,
но стихи эти создавались Блоком, когда было ему двадцать с небольшим лет. И
кажется мне, что и сама поэзия его – это тоже миф, зыбкий и расплывчатый. Прав был, несомненно, К.Чуковский, когда
сказал: «Если бы Блоку не было дано говорить непонятно, его тема иссякла бы на
первой же странице. Всякое отчетливое слово убило бы его Прекрасную Даму. Но он
всегда о ней говорил так, будто она уже за чертой человеческой речи, будто он
пытается рассказать несказанное, будто все слова его – только намек на какую-то
неизреченную тайну». Поэтому и называет
он ее вечной весной и Вечной Надеждой, Недостижимой и Непостижимой, воплотившей
в себя «живую душу мира», его мистическую сущность.
Не могу не сказать о том богатстве художественных
средств, которые использует автор и которые придают стихотворению неповторимость и музыкальность. Удивительную поэтичность, ощущение некой
тревожности, атмосферу таинственности придают, несомненно, отвлеченная лексика
/ «Прекрасная Дама», «Величавая Вечная Жена», «озаренный образ»/, религиозные
образы и детали / «бедный обряд»,
«мерцание красных лампад», «ласковые свечи»/. Поэтому и тональность
стихотворения чрезвычайно возвышенная и эмоциональная. А для усиления мистического впечатления Блок щедро и
мастерски использует эпитеты /«бедный обряд», «ласковы свечи»/,
олицетворения /«бегут… улыбки, сказки и
сны», «образ глядит»/, не забывая при этом о своем излюбленном приеме – инверсии, которая уже в
первой строфе /«Вхожу я в темные храмы»/ передает нервный, взволнованный
характер лирического героя в преддверии своего самого счастливого мига –
встречи с любимой.
Да, поистине богат и неповторим мир блоковской поэзии.
А тревожная, драматическая «история любви» лирического героя и его
Прекрасной Дамы представляется мне как нечто необычайно высокое, недостижимое и
удивительно гармоничное.
И думаю, согласятся со мной многие, что сверкающий,
ослепляющий водопад блоковского поэтического таланта не только низвергающимся
потоком влился в богатейшую реку русской поэзии, но и освежил ее и возвеличил.
Стал символом рыцарского преклонения перед красотой и Вечной Женственностью. |