Блок глубоко переживал бездуховность, механистичность, отсутствие
творческого начала в окружающей его действительности, и это побудило
поэта назвать современный ему мир "страшным миром". Этот мир лишен
гармонии, музыки, он глухой и бесчувственный, замкнутый, как в одном из
самых известных блоковских стихотворений "Ночь, улица, фонарь,
аптека...":
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.
1912
Стихотворение воспроизводит действительность ("улицу"), тусклую,
беспросветную ("ночь", "тусклый свет"), враждебно холодную ("ледяная
рябь канала"). Искажается, лишается сакрального (священного) и
гуманистического ореола "свет". В мировой литературе "свет" – это
традиционная метафора гармонии, разума, добра, полноты жизни.
Свободы, движения нет, возможна лишь имитация движения – "ледяная рябь"
на поверхности. Жизнь замерла, превратилась в бессмысленное
круговращение, однообразное движение по кругу. И даже смерть в этом мире
не может преодолеть унылого однообразия, потому что все повторится, все
"начнешь опять сначала". Образ мрачной улицы у поэта разрастается и
становится философской метафорой ограниченности жизни, ее пустоты.
Эту безысходность, замкнутость очень точно, емко выражает
кольцевая композиция: в конце произведения повторяется его начальная
строка. Однако здесь мы видим не просто повтор: те же слова в последних
двух строках, в отличие от первой, расположены в иной
последовательности. В принципе ничего не меняется, однако ощущение
безысходности усиливается: некоторые перестановки внутри этого мира
(перестановки слов в конце стиха) возможны, но они только подчеркивают
принципиальную невозможность вырваться за пределы очерченного круга,
привычного набора предметов и явлений, подчеркивают невозможность
подлинной жизни, подлинного движения.
Начальная строка ("Ночь, улица, фонарь, аптека") заканчивается
словом "аптека", в котором ударение стоит на втором слоге от конца
(женская рифма), и потому в целом строка звучит мягче, она "открыта" для
последующего лирико-философского монолога, чему способствует и
восходящая интонация. В конце же стихотворения слова меняются местами –
завершающим оказывается другое слово: "Ночь, ледяная рябь канала, //
Аптека, улица, фонарь". Слово "фонарь" является последним не только в
строке, но и во всем стихотворении, а потому оно особенно важно. Причем
ударение в нем стоит на последнем слоге (мужское ударение), что придает
всей последней строке жесткость, резкость, придает ей итоговый характер –
продолжение (прежде всего чисто интонационно, поскольку интонация
нисходящая) невозможно. Ударное полноголосное [а] сообщает последнему
слову в последней строке осознанную ясность и отчетливость горькой
истины. Время и пространство стихотворения как бы ограничиваются,
замыкаются, а ощущение безысходности ("исхода нет") усиливается.
Фонарь, таким образом, замыкает не только строку, стихотворение, но
время и пространство этого небольшого блоковского шедевра.
|