Стихотворение А. Блока "На железной дороге" начинается с описания
гибели героини – молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в
конце произведения. Композиция стиха, таким образом, кольцевая,
замкнутая.
На железной дороге
Марии Павловне Ивановой
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом...
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом...
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною...
Скользнул – и поезд в даль умчало.
Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая...
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая...
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей – довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена – все больно.
14 июня 1910
Символично название. Вспомним, что "железнодорожно-трамвайной"
смертью погибают в русской литературе Анна Каренина, женщины, покидающие
родину, – в стихотворении М. Цветаевой "Рельсы", не в "своем" трамвае,
то есть в чуждом ему времени, оказался лирический герой стихотворения Н.
Гумилева "Заблудившийся трамвай". Перечень можно было бы продолжить...
В авторском примечании к этому стихотворению Блок
свидетельствует: "Бессознательное подражание эпизоду из "Воскресения”
Толстого: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне вагона
Нехлюдова в бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса".
Однако содержание стихотворения, конечно, выходит далеко за рамки
"бессознательного подражания".
В первом четверостишии Блок рисует образ "красивой и молодой"
женщины, жизнь которой прервалась в самом расцвете. Смерть ее так же
нелепа и неожиданна, как нелепо и то, что теперь она, "в цветном платке,
на косы брошенном", лежит "под насыпью, во рву...":
Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.
Шла спокойно, "чинно", но сколько, наверное, было в этом сдержанного
напряжения, затаенного ожидания, внутреннего драматизма. Все это говорит
о героине как о натуре сильной, которой свойственна глубина
переживаний, постоян- ство чувств. Как на свидание, приходит она на
платформу: "Нежней румянец, круче локон..." Приходит задолго до
назначенного часа ("всю обойдя платформу длинную...").
А вагоны "шли привычной линией", равнодушно и устало "подрагивали и
скрипели". В вагонах же шла своя привычная жизнь, и никому не было дела
до одинокой молодой женщины на платформе. В первом и втором классах
("желтые и синие") были холодно немногословны, отгородившись броней
равнодушия от остального мира. Ну, а в "зеленых" (вагоны III класса), не
тая чувств и не стесняясь, "плакали и пели":
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом...
Как, должно быть, унизительны, невыносимы были для героини
стихотворения эти "ровные взгляды". Неужели ее не заметят? Неужели она
не заслуживает большего?! Но она воспринимается проезжающими в одном
ряду с кустами и жандармом. Обычный пейзаж для едущих в поезде. Обычное
равнодушие. Только в стихотворении Блока железная дорога становится
символом современной поэту жизни с ее бессмысленностью круговорота
событий, равнодушием к человеку. Всеобщая обезличенность, глухое
безразличие к окружающим и целых классов, и отдельных людей порождает
пустоту души, обессмысливает жизнь. Вот это и есть "тоска дорожная,
железная"... В такой мертвящей атмосфере человек может быть только
жертвой. Лишь однажды мелькнуло молодой женщине манящее видение – гусар с
"улыбкой нежною", но, наверное, только разбередило душу. Коль счастье
невозможно, взаимопонимание в условиях "страшного мира" невозможно,
стоит ли жить? Цену теряет и сама жизнь.
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей – довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена – все больно.
Автор отказывается объяснять причины гибели молодой женщины. Мы не
знаем, "любовью, грязью иль колесами она раздавлена". Автор
предостерегает нас и от излишних вопросов. Коль были к ней при жизни
равнодушны, зачем теперь проявлять неискреннее, кратковременное и
бестактное участие.
|