Сюжет вечен и прост: любимая женщина уходит, герой делает усилие
удержать её, но всё тщетно. Несмотря на кажущуюся простоту, "В
ресторане” — одно из сложнейших произведений Блока.
Все
символисты считали своими литературными прародителями поэтов —
романтиков, но символист Блок был романтиком по сути своей. Он тонко
ощущал двоемирие, видел грань между земным и вечным, и, хотя "вечное”
порой казалось ему призрачным, ирреальным, оно всегда жило в душе поэта и
его лирического героя.
Никогда не забуду (он был или не был этот вечер)…
Всё стихотворение построено на антитезе: пошлый земной мир противопоставляется вечному, идеальному.
Я сидел у окна в переполненной зале, Где-то пели смычки о любви.
Переполнен ресторанный зал, но герой не слышит его шума, он слышит
чудесную музыку. "Где-то пели” — это где? Не из другого ли мира эти
звуки? Интересно и то, где находится герой. Он не первый, кто в
произведениях Блока занимает место у окна. Вспомним:
И медленно пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна.
Почему же у окна? Может, именно окно символизирует выход в мир любви и
гармонии, а герои ищут этот выход? И находят. И вот герой стихотворения
совершает скандальный, с точки зрения обывательского этикета, поступок:
посылает даме, пришедшей с кавалером, цветок:
Я послал тебе чёрную розу в бокале Золотого, как небо, аи.
Чёрная роза в бокале золотого вина — символ, поступок героя — вызов.
Чёрный цвет — цвет скорби, страдания, но роза от этого не становится
менее прекрасной, так же как и Прекрасная Дама, мировая душа оказавшаяся
на земле и превратившаяся в страдающую красоту. И героиня стихотворения
носит эту красоту в себе, даже не подозревая об этом. Герой помещает
розу в золотое вино, не случайно странное на первый взляд сравнение
"золотое, как небо”. Небо символизирует вечность, гармонию, и герой
хочет спасти Прекрасную Даму от пошлости и беспросветности. Понимает ли
этот порыв героиня? Безусловно, понимает, хотя изо всех сил старается
скрыть это. Почему? Быть может потому, что не верит в свое спасение? Но
намеренная резкость, презрение, несоотносимое с волнением, не мешают ей
слышать ту же музыку вечного мира, которую слышит герой.
И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки.
И героиня, чувствуя близость к герою, уходит.
Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой, легка…
Сон поэты-романтики воспринимали как выход в мир идеальный; сон
отражает наше подсознательное, не контролируемое разумом, позволяет
заглянуть в тайники души. Блоковский лирический герой часто видит во сне
красоту. Вспомним, как появляется Незнакомка
И каждый вечер в час назначенный (Иль это только снится мне) Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.
В душе героя живёт красота, поэтому он может увидеть её везде, даже в
переполненном зале ресторана. Да, героиня уходит. Но уходит она не от
героя, она уходит из ресторанного зала, из мира пошлости и суеты. Она
уходит в зазеркалье, в идеальный мир и зовёт за собой героя:
Но из глуби зала ты мне взоры бросала И, бросая, кричала: "Лови!”
Герой сделал то, что должен был сделать. Своим поступком он спас
Красоту, он вернул Прекрасную Даму в мир вечности, и уже неважно,
существует ли этот мир объективно или этот мир — душа героя. И земной
мир с визжанием вместо пения кажется таким же жалким и неестественным,
как и фонари "на жёлтой заре”. |