Александр Блок —известная личность, гениальный поэт. Каким он был?
Любил ли он свой народ? Природу? Кого любил? О чем мечтал? На все эти
вопросы можно найти ответы в строках его произведений. Я хотела бы
рассказать о юношеской лирике Блока, его раннем творчестве. Может быть,
потому, что мне наиболее близок именно этот период жизни поэта, ведь к
нему относятся самые прекрасные, светлые и нежные его произведения. И я
хочу сравнить свои представления о мире с представлениями молодого
поэта. В юношеской лирике Блока ("Стихи о Прекрасной Даме") все овеяно
атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда. Все в этой лирике
"робко и темно", зыбко и туманно, подчас неуловимо: только "намек"
весенней песни, только клочок светлого неба, какие-то отблески, какие-то
"клики".... И все это—знаки "нездешних надежд" на вселенское
"непостижимое чудо", на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, "величавой
Вечной Жены", "Девы — Зари —Купины", в образе которой для Блока
воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее "спасти
мир" и возродить человечество к новой, совершенной жизни.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо. И молча меду, — тоскуя и любя....
Кажется,
что поэт смотрит на мир через пелену, которая делает реальную
действительность прекрасной сказкой. Да, она зыбка и туманна, но она
красива, она отрывает от настоящего и уносит куда-то на другую планету,
планету Любви и Света.
Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад....
Эта
тема ожидания и предчувствия каких-то чудесных перемен —господствующая в
юношеской лирике Блока. Поэт уже и тогда чувствует неясную тревогу,
ловит ее "знаки", уже и тогда замечает, что вокруг него ширится и растет
"буря жизни" (знаменательно в этом смысле стихотворение "Гамаюн, птица
вещая"), но еще страшится этой бури и пытается укрыться от нее в
идеальном мире своей мечты и фантазии, где нет ни человеческих слез, ни
мук, ни крови, а только музыка, розы, лазурь, "улыбки, сказки и сны".
Даже свои земные, вполне реальные переживания и впечатления юный Блок
пытался истолковать в духе мистической веры, как нечто "сверхреальное".
Впрочем, живое чувство истинного поэта подчас сопротивлялось этому и
упрямо прорастало сквозь зыбкую оболочку условного, мифологизированного
мира, в котором он пребывал. Поэзия сплошь и рядом побеждала в ранних
стихах Блока метафизику. И тогда пейзажи и любовные сюжеты обретали
художественную плоть, как, например, в рассказе о безмолвных встречах с
любимой девушкой ("Мы встречались с тобой на закате.... "), где вечерний
туман, рябь воды, камыш и весло, которым вооружена героиня, создают
эстетическое, эмоциональное впечатление вне каких-либо мистических
истолкований, и даже "вечерние свечи", загорающиеся на песчаной косе,
теряют свой ^иносказательный смысл, оказываясь на поверку
тонкоствольными соснами, освещенными заходящим солнцем.
Были странны безмолвные встречи. Впереди — на песчаной косе — Загорались вечерние свечи. Кто-то думал о бледной красе.
Александр
Блок мечтал о том, что будущий читатель увидит в его поэзии торжество
добра, света и свободы, что он сумеет прочесть в его стихах о будущем,
сумеет почерпнуть в них силы для жизни:
.... есть ответ в моих стихах тревожных: Их тайный жар тебе поможет жить.
Так
и случилось. Как все истинно великое и прекрасное в искусстве, поэзия
Блока с ее правдой, искренностью, тайным жаром и магической музыкой
помогает и всегда будет помогать людям жить, любить, творить и бороться. |