Четверг, 08.12.2016, 03:07

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [39]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » БЛОК

Анализ стихотворения А.Блока "Как растёт тревога к ночи..."
  Жизнь А.А.Блока в послереволюционные годы приобрела мрачный характер. Романтический взгляд на мир, унаследованный им от В.С.Соловьёва, А.А.Фета, В.А.Жуковского, резко сменяется другим. Теперь А.Блок считает долгом поэта служить народу. Возвышенные чувства, песенные мотивы, красота и неземные идеалы были оставлены, потому что он считал несправедливым создавать перед читателем выдуманный мир-сказку, из-за пышности убранства, блёсток и мишуры, которого не видно реальной жизни. В центре большинства последующих произведений А.Блок изображал нового героя - желающего иметь связь с людьми, осознающего свою зависимость от них и от страны, в которой он живёт.

   Вчерашние единомышленники поэта не приняли эту идею - огромная волна критиков с шумом обрушилась на него. Он остался один на один со своими убеждениями. Россия, в понимании А.Блока, стала чем-то ужасным, безысходно губящим человека и его характер. Он тосковал, увядал, мучился...

  Именно в такой период жизни появилось на свет стихотворение " Как растёт тревога к ночи..."

            Как растёт тревога к ночи!

            Тихо, холодно, темно.

            Совесть мучит, жизнь хлопочет.

            На луну взглянуть нет мочи

            Сквозь морозное окно....

  Особое внимание необходимо обратить на фонетическое построение данного стихотворения. Автор использует приём ассонанса: через всё стихотворение однообразной мелодией тянется звук [о]:

  растёт - тревога - к ночи - холодно - темно - совесть - хлопочет - мочи - сквозь - морозное - окно - что-то - происходит - кто-то - хочет - бродит - может - гость - бессонный - пол - всё равно - монотонной - вновь - вино - беспокойство.

Это нагнетает на меня тревогу,  желание скорее узнать о судьбе героя. Возникает чувство, что вся жизнь его - это скучная, монотонная песня, сочинённая неумелым композитором. Невольно начинаешь жалеть героя, переживать за него. Однако, если присмотреться повнимательнее, то мы заметим, что не таким уж неумелым был композитор. В серые, однообразные [о] - потоки он, обладая чёткими слухом и чувством музыки, вспрыснул ядовито-яркие струйки звуков [в], [р], [з] и [а]. Они то резко взвиваются над всем стихотворением, то вновь поглощаются мутью. Неравная борьба между ярким и бледным, чистым и грязным, между торжественностью и спокойствием, надеждой и отчаянием, между жизнью и смертью так и продолжается до конца стихотворения:

 

 растёт - тревога - совесть - жизнь - взглянуть - сквозь - морозное - в мире - происходит - утром - страшно - раскрыть - газетный - появиться - бродит - раздумал - скрипучий - всё - равно - вновь - сдружусь - скрипкой - певучей - вино - хватит - дотащиться - до конца - трезвой - лживою - улыбкой - за которой - страх - могилы - беспокойство - мертвеца.

 

С помощью художественно-изобразительных приёмов – аллитерации и ассонанса - мы лучше понимаем чувства героя; его душевное состояние можно сравнить с грозой, раскаты которой - это воспоминания, надежда и недовольства, а моменты отчаяния, осознания безвыходности - затишья. В конце стихотворения буря заканчивается, наступает полная апатия, безнадёжность.

  В передаче чувства  тревоги немалую роль сыграл также тот факт, что во всех строках согласных звуков больше, чем гласных:

 

              Утром страшно мне раскрыть...

 

На шестнадцать согласных приходится только шесть гласных! Какая тяжесть для восприятия слуха! Однако в строке

 

              Монотонной и певучей...

 

на девять согласных - восемь гласных; прочитывая её, мы как бы слышим голос скрипки, оказываемся в тёмной комнате кабака, где в нос бьёт резкий запах вина; это не чудо, а талант А.Блока складывать простые звуки в живую музыку.

  А особая прелесть стихотворения таится за скрытым узором, сотканным из похожих сочетаний:

     1.      то - во - но

                     хо - но

                     со - по

                            мо

             во - ро - но,

 он встречается в каждой строфе:

 

    2.               то - хо

                          -

                      то - хо

                      то - ро

                            мо

 

    3.            го - со - по

                       со - но  ( всё произносится как [вс^о] )

                              но

                              то

                      но - но

 

    4.                   со - но

                               -    

                               -

                              то

                              ко. 

  Что же ещё, кроме загадочного построения звуков несёт на себе "заряд" тревоги? Конечно, многое зависит от ритмики стихотворения. Автор использует хорей, который очень хорошо подходит для того, чтобы вызывать у нас чувство напряжённости. Помогает этому также то, что во всех четырёх строфах схемы одинаковые.

        

           _     / _     / _     / _                            

           _     / _     / _     / _

           _     / _     / _     / _                                

                  / _     / _     / _  

           _     / _     / _     / _   

 


           _     / _     / _     / _                            

           _     / _     / _     / _

           _     / _     / _     / _                                

                  / _     / _     / _  

           _     / _     / _     / _   

 

 

           _     / _     / _     / _                            

           _     / _     / _     / _

           _     / _     / _     / _                                

                  / _     / _     / _  

           _     / _     / _     / _   

 

            _     / _     / _     / _                            

           _     / _     / _     / _

           _     / _     / _     / _                                

                  / _     / _     / _  

           _     / _     / _     / _   

Этим достигается монотонность и безысходность, а само произведение замыкается в круг. Кажется, если расцепить это кольцо, то одинаковые схемы будут продолжаться и тянуться до бесконечности. У героя нет возможности выбраться оттуда, из этого "страшного мира". Схема ритмики стихотворения напоминает нам реальную жизнь А.Блока; она в тупике: нет никаких просветов радости и надежды - сплошные сумерки.    

 Семантическое звучание, а именно голос безвыходности, трагизма, достигается использованием особой лексики и особенным её построением. Выписав из всего стихотворения слова с наиболее выразительной окраской, мы получим следующую цепочку:

 

 тревога - тихо - холодно - темно - мучит - страшно - страх могилы - беспокойство мертвеца.

 

Она является своего рода планом, "скелетом" стихотворения: посмотрев на неё, мы можем чётко проследить за развитием чувств героя. Первая половина цепочки указывает лишь на некое беспокойство, переживание, которое тяготит его душу. Он чувствует себя некомфортно, что видно из таких слов: тихо - холодно - темно.

Хочется сжаться и сесть поближе к затопленному камину. Следующее слово - страшно - явно указывает на усиление переживания: лёгкая тревога перерастает в испуг. Последние фразы кажутся зловещими, ужасными, наш герой потерял малейшую надежду, он в отчаянии. Никакое чудо не может ему помочь, он обессилел....

   Образ неясности, неопределённости вводится в середину стиха:

 

                               Что-то в мире происходит...

                              ...Кто-то хочет

                              Появиться, кто-то бродит.

 

Герой не понимает, что происходит в мире, до конца не разбирается в том, что творится в его душе. Неясность всегда наводила на человека страх.

   Переживания А.Блока тоже росли, его жизнь после революции становилась всё ужаснее и мрачнее. Он увядал, силы кончались... В его личных дневниках всё чаще появлялись строки о безнадёжности.

  На синтаксическом уровне это стихотворение довольно простое: его начало построено из коротких невосклицательных предложений. Лирический герой переполнен эмоциями, которые, кусочками отрываясь от него, выходят наружу и быстро застывают в неподвижных, мелких, безжизненных  формах. Назывные предложения:

 

                              Тихо, холодно, темно.

                              Гость бессонный, пол скрипучий?

 

 

А также безличные:

 

                              На луну взглянуть нет мочи

                              Сквозь морозное окно.

                              Утром страшно мне раскрыть

                               Лист газетный.

 

Эти предложения указывают на точные, узкие условия, в которых находится герой; на отсутствие выхода, решения. Они сковывают как героя, так и читателя, рисуют чёткие рамки, за пределы которых не выбраться.

    Важно заметить, что два вопросительных предложения делят всё стихотворение пополам. Они олицетворяют желание героя мыслить, жить. Он интересуется, спрашивает... То, что цвело в его душе, ещё борется, не хочет умирать. Но вопросы его не богаты:

 

                              Гость бессонный, пол скрипучий?

 

Какой смысл заложен в них? Что беспокоит, волнует его? О чём он думает? Чем встревожен, с кем разговаривает, на кого надеется? Сколько много противоречивых мыслей у меня появляется. Именно здесь, я думаю,  кульминация стихотворения.  После этого следует восклицательное предложение, полное разочарования и отчаяния:

 

                             Ах, не всё ли мне равно!

 

Герой проводит толстую, горизонтальную черту под всеми своими размышлениями, оценив их как ненужные, пустые. Он решает вернуться к своей прошлой, беспечной жизни: кабак, скрипка и вино, Воспоминания описываются в  восклицательных предложениях, что  явно указывает на то, что для героя это является единственной ниткой, за которую можно ухватиться. Он осознает, что нашёл, возможно, не самое лучшее решение, но оправдывает себя:

     

                       Всё равно не хватит силы

                       Дотащиться до конца

                       С трезвой, лживою улыбкой,

                       За которой - страх могилы,

                       Беспокойство мертвеца.

Следует уделить должное тому, что данное предложение, длиной в пять строк, является ярким контрастом  тем, которые составляли все три предыдущие строфы - короткие и  оборванные. Эмоции, которые до этого обрывками вырывались наружу, теперь хлынули все разом и с большой силой. Герой в последнем предложении полностью открывает нам свою душу. Мы понимаем, что он, несмотря на все трудности, до последнего мгновения старался держать себя в руках . Но у него не хватило сил...

    Стихотворение построено в форме монолога, так как отсутствует лицо, которое ответило бы на вопросы героя. Он одинок, нет ни одного человека, к кому он обратился бы за помощью хотя бы в своих мыслях. Верными ему остались только скрипка и вино.

    Отношения А.Блока с близкими ему людьми в это время были довольно сложными: он всё чаще и сильнее ссорился с женой. Они стали чувствовать себя чужими и даже думали о необходимости расторжении брака. Поэт чувствовал себя одиноким, ненужным ни дому, ни России. Эти переживания он и выразил в своем стихотворении.

  В произведении автор использует различные тропы, что повышает его эмоциональную окраску. В самом первом предложении мы встречаемся с метафорой: растёт тревога - это сразу подготавливает нас к тяжёлой, грустной теме. Непривычно для нашего слуха звучит инверсия: гость бессонный, пол скрипучий, лист газетный, скрипкой монотонной и певучей. Она используется для того, чтобы выделить отдельные, наиболее важные слова, передать эмоциональное напряжение. С этой же целью употреблены повторения: кто-то, вновь, всё равно. Можно встретить олицетворения: совесть мучит, жизнь хлопочет, а также большое количество эпитетов: морозное окно, скрипкой монотонной и певучей, с трезвой, лживою улыбкой. Эти красочные прилагательные привлекают внимание к предметам, представляющимся автору наиболее важными.

  В дневнике А.Блока имеется следующая запись: " Совесть как мучит! " (23 декабря 1913 г.). И я поняла, что в этом стихотворении он описывает именно свои чувства.

  Стихотворение " Как растёт тревога к ночи..." представляет собой соединение поэтического вымысла и действительной биографии поэта.

    Это удивительное творение  А.А.Блока заставило меня внимательнее смотреть на события, происходящие в моей жизни, анализировать различные ситуации и правильно оценивать их. Несмотря на проблемы, которые возникают каждый день, я стараюсь находить в себе силы, чтобы преодолеть их.

Категория: БЛОК | Добавил: admin (28.08.2012)
Просмотров: 2021 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0