Понедельник, 07.10.2024, 16:49


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПУШКИН [27]
ЛЕРМОНТОВ [49]
НЕКРАСОВ [26]
ТЮТЧЕВ [37]
ФЕТ [31]
КРЫЛОВ [3]
БЛОК [26]
ЕСЕНИН [41]
МАЯКОВСКИЙ [27]
БУНИН [29]
ЦВЕТАЕВА [13]
АХМАТОВА [23]
МАНДЕЛЬШТАМ [10]
ПАСТЕРНАК [9]
ТВАРДОВСКИЙ [2]
ВЫСОЦКИЙ [15]
ГУМИЛЕВ [14]
ЗАБОЛОЦКИЙ [14]
ПОЭТЫ ХIХ ВЕКА [14]
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА [43]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » БЛОК

Анализ стихотворения А. Блока “Мы встречались с тобой на закате”

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

 

Были странны вечерние встречи.

Впереди – на песчаной косе

Загорались вечерние свечи

Кто-то думал о бледной красе.

 

Приближений, сближений, сгораний

Не приемлет лазурная тишь…

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

 

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло

Белый стан, голоса панихиды

И твое золотое весло.

 

Фонетические средства: аллитерация – [ж/г] – 3я строфа {КОНТРАСТ} [ш] – 3я + четвертая [ч], [р], [л] – общий фон

ассонанс + аллитерация = [лижений/ний], [ашло]

 

Морфемные средства:  при-ближений, с-ближений + с-гораний

                             по-меркло + про-шло, ото-шло

 

Лексические: специальные – нет

                      Неологизмы – нет

                     Устаревшие – панихида

 

Сравнения: развернутое – нет

Прямое –нет

Отрицательное – нет

Существительное в тв. п. –нет

 

Олицетворения:  лазурная тишь

 

Метафоры: утонченность мечты, бледная краса, лазурная тишь, голоса панихиды

 

Гипербола: нет

 

Литота: нет              нет искажения \ a la истина

 

Оксюморон: нет

 

Перифраз: нет (см. выше)

 

Эпитет  А) метафорический: безмолвная встреча, вечерние свечи, бледная краса, лазурная тишь, белый стан.

Б) изобразительный: белое платье, песчаная коса, вечерний туман, золотое весло

В) лирический: нет

 

Метонимия: нет

 

НЕ – ИСКАЖЕНИЕ

 

Синекдоха: нет

 

Поэтический синтаксис:

А) градация:

Б) повторы: анафора: нет

               Эпифора: нет

В) эллипсис: Приближений, сближений, сгораний

          Не приемлет лазурная тишь…

Г) инверсия: Были странны вечерние встречи (и др)

 

Рит. приемы:

А)восклицание: нет

Б) вопрос: нет

В) умолчание: 

Приближений, сближений, сгораний –

Не приемлет лазурная тишь…

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло…

 

Размер: 3х-стопный анапест

Рифма: перекрестная авав; жен.\муж.\жен.\муж.\, в основном – полная

       (+J: сгораний-тумане, закате-платье)

 

стихотворение из цикла стихов о Прекрасной Даме, написано в 1902г.

Лирический герой Блока вспоминает о своей любви, абсолютно реальной:

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Но уже во 2ой строфе он (герой) признает неестественность этих "странных” встреч на фоне чьих-то дум о "бледной”, призрачной "красе” мечтаний; реальность странна среди "вечерних свеч”. И герой признает свою принадлежность именно к миру мечты, несмотря на предполагаемую "телесность”, реальность любви: встречи происходят "в вечернем тумане, где у берега рябь и камыш”,  где нежность вечера сглаживает, смягчает огонь страсти. Жизнь "приближений, сближений, сгораний” гасится, тонет в неясных сумеречных очертаниях, среди камышей, а звук [ж], ее олицетворяющий, резко ворвавшийся в общий звукоряд стихотворения, исчезает под тихими волнами [т],[ш], всплесками [л] и [л’], под рябью мечты. В последней строфе стихотворения аллитерация [ж] заменяется органичным для сонной действительности лирического героя повтором [ш] в словах "прошло, отошло”. Единственная строка стихотворения, характеризующая реальность – "приближений, сближений, сгораний” - в 4ой строфе отражается приглушенно, нечетко, гармонично сочетаясь с "лазурной тишью мечты”: "Все померкло, прошло, отошло”, и эта замена яркого [ж] на [ш], группы [г], [р], [н] на [к], [р], [л] является микроотражением основной темы стихотворения – возвращения героя в свою нереальную действительность из недействительного для него мира реальности. Образы, сопутсвующие героине – лишь подтверждение этой темы. Вспомните, если в первой строфе:

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив, -

то в последней строфе все эти образы появляются снова, но уже чистые, мягкие, органично вплетающиеся в собственный мир героя. "Закат” отражается "голосами панихиды”, "платье” – воплощение земного существования – становится легким очерком тела – "станом, а рассекающее залив весло” видится теперь не как разрушающее гладкую поверхность воды, а застывшим без движения – "золотым”. {есть смысл закопаться глубже по поводу "белого платья” на основе античных мировоззрений – белый как цвет смерти, по поводу весел и лодок можно нырнуть в скандинавскую мифологию – куда и на чем плывут умершие, но собственно идея насчет кольцевой композиции должна сохраниться, только мотив Судьбы усилится (от себя не уйдешь) и появится, возможно, мотив предугадания}.

Таким образом, стихотворение имеет кольцевое построение – автор возвращается к образам1ой строфы в последней, снимая с них точные контуры реальности, окончательно растворяя их в фантазийно-призрачном мире своего лирического героя.

Статичность, недвижимость мечты чувствуется не только в звукописи , она создается и за счет певучей одинаковости размера всех строф: трехстопный дактиль с клаузулой в 1ой и 3ей строках и постоянной перекрестной рифмой авав. Стихотворение благодаря четкости построения звучит будто независимо от того, что в нем описано, и даже не вникая в смысл слов, читатель слышит плеск рассекаемой волны, шорохи песка перешептывания камыша, чувствует легкую сырость тумана, видит размытые очертания бледных пятен огня и вместе с автором сплетает из вечерних приглушенных теней сияющее золото мечты с тем, чтобы унести его в свой собственный мир…

Категория: БЛОК | Добавил: admin (08.08.2012)
Просмотров: 3895 | Рейтинг: 5.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0