Мы
встречались с тобой на закате,
Ты
веслом рассекала залив.
Я
любил твое белое платье,
Утонченность
мечты разлюбив.
Были
странны вечерние встречи.
Впереди
– на песчаной косе
Загорались
вечерние свечи
Кто-то
думал о бледной красе.
Приближений,
сближений, сгораний –
Не
приемлет лазурная тишь…
Мы
встречались в вечернем тумане,
Где
у берега рябь и камыш.
Ни
тоски, ни любви, ни обиды,
Все
померкло, прошло, отошло…
Белый
стан, голоса панихиды
И
твое золотое весло.
Фонетические
средства:
аллитерация – [ж/г] – 3я строфа {КОНТРАСТ} [ш] – 3я + четвертая [ч], [р], [л] –
общий фон
ассонанс
+ аллитерация = [лижений/ний], [ашло]
Морфемные
средства: при-ближений, с-ближений + с-гораний
по-меркло + про-шло, ото-шло
Лексические: специальные – нет
Неологизмы – нет
Устаревшие – панихида
Сравнения: развернутое – нет
Прямое
–нет
Отрицательное
– нет
Существительное
в тв. п. –нет
Олицетворения: лазурная тишь
Метафоры: утонченность мечты,
бледная краса, лазурная тишь, голоса панихиды
Гипербола:
нет
Литота: нет нет искажения \ a
la истина
Оксюморон: нет
Перифраз: нет (см. выше)
Эпитет А) метафорический: безмолвная встреча,
вечерние свечи, бледная краса, лазурная тишь, белый стан.
Б)
изобразительный: белое платье, песчаная коса, вечерний туман, золотое весло
В)
лирический: нет
Метонимия: нет
НЕ
– ИСКАЖЕНИЕ
Синекдоха: нет
Поэтический
синтаксис:
А)
градация:
Б)
повторы: анафора: нет
Эпифора: нет
В)
эллипсис: Приближений, сближений, сгораний –
Не приемлет лазурная тишь…
Г)
инверсия: Были странны вечерние встречи (и др)
Рит.
приемы:
А)восклицание:
нет
Б)
вопрос: нет
В)
умолчание:
Приближений,
сближений, сгораний –
Не
приемлет лазурная тишь…
Ни
тоски, ни любви, ни обиды,
Все
померкло, прошло, отошло…
Размер:
3х-стопный анапест
Рифма:
перекрестная авав; жен.\муж.\жен.\муж.\, в основном – полная
(+J: сгораний-тумане,
закате-платье)
стихотворение
из цикла стихов о Прекрасной Даме, написано в 1902г.
Лирический
герой Блока вспоминает о своей любви, абсолютно реальной:
Я
любил твое белое платье,
Утонченность
мечты разлюбив.
Но
уже во 2ой строфе он (герой) признает неестественность этих "странных” встреч
на фоне чьих-то дум о "бледной”, призрачной "красе” мечтаний; реальность
странна среди "вечерних свеч”. И герой признает свою принадлежность именно к
миру мечты, несмотря на предполагаемую "телесность”, реальность любви: встречи
происходят "в вечернем тумане, где у берега рябь и камыш”, где нежность вечера сглаживает, смягчает
огонь страсти. Жизнь "приближений, сближений, сгораний”
гасится, тонет в неясных сумеречных очертаниях, среди камышей, а звук [ж], ее
олицетворяющий, резко ворвавшийся в общий звукоряд стихотворения, исчезает под
тихими волнами [т],[ш], всплесками [л] и [л’], под рябью мечты. В последней
строфе стихотворения аллитерация [ж] заменяется органичным для сонной
действительности лирического героя повтором [ш] в словах "прошло, отошло”.
Единственная строка стихотворения, характеризующая реальность – "приближений,
сближений, сгораний” - в 4ой строфе отражается приглушенно, нечетко, гармонично
сочетаясь с "лазурной тишью мечты”: "Все померкло, прошло, отошло”, и эта
замена яркого [ж] на [ш], группы [г], [р], [н] на [к], [р], [л] является
микроотражением основной темы стихотворения – возвращения героя в свою
нереальную действительность из недействительного для него мира реальности.
Образы, сопутсвующие героине – лишь подтверждение этой темы. Вспомните, если в
первой строфе:
Мы
встречались с тобой на закате,
Ты
веслом рассекала залив.
Я
любил твое белое платье,
Утонченность
мечты разлюбив, -
то
в последней строфе все эти образы появляются снова, но уже чистые, мягкие,
органично вплетающиеся в собственный мир героя. "Закат” отражается "голосами
панихиды”, "платье” – воплощение земного существования – становится легким
очерком тела – "станом, а рассекающее залив весло” видится теперь не как
разрушающее гладкую поверхность воды, а застывшим без движения – "золотым”. {есть
смысл закопаться глубже по поводу "белого платья” на основе античных
мировоззрений – белый как цвет смерти, по поводу весел и лодок можно нырнуть в
скандинавскую мифологию – куда и на чем плывут умершие, но собственно идея
насчет кольцевой композиции должна сохраниться, только мотив Судьбы усилится
(от себя не уйдешь) и появится, возможно, мотив предугадания}.
Таким
образом, стихотворение имеет кольцевое построение – автор возвращается к
образам1ой строфы в последней, снимая с них точные контуры реальности,
окончательно растворяя их в фантазийно-призрачном мире своего лирического
героя.
Статичность,
недвижимость мечты чувствуется не только в звукописи , она создается и за счет
певучей одинаковости размера всех строф: трехстопный дактиль с клаузулой в 1ой
и 3ей строках и постоянной перекрестной рифмой авав. Стихотворение благодаря
четкости построения звучит будто независимо от того, что в нем описано, и даже
не вникая в смысл слов, читатель слышит плеск рассекаемой волны, шорохи песка
перешептывания камыша, чувствует легкую сырость тумана, видит размытые
очертания бледных пятен огня и вместе с автором сплетает из вечерних
приглушенных теней сияющее золото мечты с тем, чтобы унести его в свой
собственный мир… |