"…Бледные девушки прячутся в травы
Кто-то бежит озаренной дорогой…”
"…Кто-то зовет серебристой трубой.
В роще хохочет над круглым горбом "В роще косматый беззвучно дрожит.
В произведениях поэта создается как бы особая метафорическая речь,
своеобразная вторя ступень языка над обычной, первой, то есть язык
символов. Таково в стихотворении изображение рощи – с первой строфы
символическое:
Руки, как травы, бледны и нежны…”
Доминирующим изобразительным средством в стихотворении является повтор:
Произведение А. А Блока нельзя усвоить "с ходу”, не напрягая своего
разума и своей души. Стихи Блока не читаются "легко” ещё и потому, что в
них воплощено немало трудных, даже, если угодно, тяжких переживаний.
Стихотворение звучит ритмически широко, размерено и свободно. Оно
написано трехстопным дактилем. Индивидуальный авторский стиль,
совокупность средств и приемов делают это стихотворение Блока
произведением яркой художественной выразительности.
Тащится по полю путник горбатый
Стихотворение А. А. Блока "Плачет ребенок под лунным серпом…”,
написано 14 декабря 1903 года и входит в книгу "Стихи о Прекрасной
Даме”. Стихотворение можно отнести к раннему периоду творчества Блока.
Молодой Блок был погружен в изучение идеалистической философии, в
частности древнегреческого философа Платона. В его учениях говорилось о
то, что кроме реального мира, есть ещё некий "сверхреальный”, высший
"мир идей”. Сам Блок признавался, что им целиком овладели "острые
мистические переживания”, "волнение беспокойное и неопределенное”. Он
стал замечать в природе, в действительности какие-то непонятные ему,
тревожащие душу "знаки”:
Месяц упал в озаренные злаки.
Эти мистические бредни соответственным образом отразились в его воображении и окрасили его юношескую лирику:
…Пройдет не один год духовного роста, прежде чем поэт сумеет
различить реальное содержание "окружающей тревоги” и повернется к
действительности, а не к выдуманной жизни.
Плачет ребенок. И ветер молчит.
Повторение синонимов в каждом из этих выражений, заостряет на себе внимание и образует эмоциональный зачин стихов.
Языковая структура стихотворения "Плачет ребенок. Под лунным серпом…” мотивирована его содержанием и композицией.
"Плачет ребенок. Под лунным серпом
Кто-то косматый, кривой и рогатый…”
Позже он так охарактеризует свои тогдашние переживания, говоря о себе
в третьем лице: "Он ко всему относился как поэт, был мистиком, в
окружающей тревоге видел предвестие конца мира. Все разрастающиеся
события были для него только образами развертывающегося хаоса”.
Близко труба. И не видно во мраке.”
"…Бледные девушки встали из трав…”
Так же громадное впечатление на Блока произвел Владимир Соловьев,
великий поэт и философ. Соловьев высказывал свои теории о "двоемирии”,
"конце света”, "конце всемирной истории”, считая единственным спасением
для погрязших в грехах человечества – "Мировую Душу” (она же "Вечная
женственность”). |