В первой книге Блока «Стихи о Прекрасной Даме»,
изданной в 1904 году, дается романтическая трактовка любви, как чувства,
непостижимым образом помогающего соединить мир реальный и мир
идеальный. Начинается стихотворение, естественно, с описания пошлой, скучной и однообразной реальности: «Вдали, над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки».
Блок не принимает такую жизнь, он презирает ее, отчего сильно мучается.
И лишь мечты о чистой, неиспорченной душе, мечты о прекрасной
незнакомке дают ему силы: «Девичий стан шелками схваченный»; «Дыша духами и туманами»; «И веют древними поверьями ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями и в кольцах узкая рука».
Таким образом, в стихотворении нам показаны два противопоставления
между страшной реальностью и образом мечты. Но что же соединяет эти два
«лагеря»? Конечно же, одиночество. На свете нет чувства мучительнее, и
Блок мастерски описывает это: «И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной, Как я, смирен и оглушен».
Именно одиночество заставляет лирического героя уходить в мир мечты.
Там он хочет найти свое спасенье в лице загадочной незнакомки.
Особенностью интонации стихотворения, его ритмики и звучания, является
плавный переход от тяжелой, скучной реальности к прекрасной и
возвышенной мечте…возможно, даже любви! Но чувство реальности
всегда сильнее, и для того чтобы усилить это впечатление, в первой части
стихотворения Блок использует антитезу: «Весенний и тлетворный дух».
Весенний дух ассоциируется с чем-то прекрасным, светлым, с началом новой
жизни. Тлетворный же ассоциируется со смертью и разложением. Таким
образом, автор хотел показать противопоставления: не успело родиться,
как уже погибает. Роль антитезы в этом стихотворении очень важна. Этот
художественный прием помогает оценить действительность, которая окружает
поэта и в то же время помогает понять свою мечту. |