В романтической поэме «Соловьиный сад» A.A. Блок рисует
два противопоставленных друг другу мира Первый характеризуют зной, слоистые
скалы и илистый берег моря. Это обыденный мир человеческого существования,
наполненный каждодневным тяжким трудом. А рядом с ним расположен мир иной,
волшебный, возвышенный и утонченный. Это дивный сад с прохладой, соловьиными
трелями и прекрасными розами и песнями. Именно в него норовит свернуть упрямый
осел героя поэмы.
Что же символизирует утонченный романтический образ
«соловьиного сада»? На этот вопрос читатель получает более конкретный ответ во
второй главе поэмы, где возникает образ женщины в белом, которая зовет
лирического героя своим пеньем и манит круженьем.
A.A. Блок показывает, как бедна и однообразна жизнь одинокого
человека и как она может преобразиться, когда в сердце героя поселяется любовь.
В третьей главе волшебные чары соловьиного сада распространяются уже и за его
ограду. «Знакомый, пустой, каменистый» путь начинает казаться лирическому
герою поэмы «таинственным», так как приводит к манящей ограде. Розы из
«Соловьиного сада» опускаются все ниже. Сердце подсказывает, что надо войти в
сад и стать там желанным гостем.
В четвертой главе лирический герой, наконец, решается
отворить прежде казавшиеся неприступными двери. И, к его удивлению, они
открываются для него сами. Райское блаженство ожидает в саду лирического
героя. Образ счастья рисуется в подчеркнуто романтических тонах: прохлада
лилий, однозвучная песня ручьев и сладкие трели соловьев, звон запястий и,
наконец, ощущение опьянення вином и золотым огнем. Лирический герой забывает о
своей работе, об оставленном за оградой осле.
Однако в пятой главе автор восклицает: «Заглушить рокотание
моря Соловьиная песнь не вольна!». Эти строки подчеркивают суть блоковского
понимания счастья. Никакое высшее наслаждение (даже любовь) не может заменить
человеку ощущение выполненного долга, понимание того, что он находится на
своем пути. «Соловьиная песнь» в данном контексте может восприниматься как
символ мечты о личном счастье, о любви, о праздных утехах. «Море» же, как это и
принято в классической литературе, символизирует жизнь в широком смысле,
устоявшийся миропорядок. Если в первой главе поэмы, когда герой ломает скалы и
перевозит их куски на осле к железной дороге, морс ведет себя благосклонно,
мирно, начинается отлив, то в пятой главе оно рокочет, силясь быть услышанным.
И душа лирического героя спешит на шум прибоя.
В шестой главе герой покидает спящую возлюбленную и идет
на жалобные крики осла и мерные удары волн. Лишь шипы прекрасных роз. «точно
руки из сада», пытаются удержать его.
В седьмой главе героя поэмы ждет тяжкая расплата за то,
что он нарушил долг: морской прилив уничтожил его дом на берегу. А его рабочее
место занял другой человек. За кратковременное счастье пришлось заплатить
всем, что имел. Это ответ на вопрос, поставленный в третьей главе поэмы: «Наказанье
ли ждет иль награда. Если я уклонюсь от пути?».
Таким образом, основным композиционным приемом в поэме
выступает антитеза, которая распространяется не только на организацию
художественного пространства поэмы, но и на звуковые образы. Наряду с
общефилософской трактовкой поэмы в критике существует мнение о том, что в ней
содержится полемика А.А. Блока со сторонниками «чистого искусства». В этой
связи «Соловьиный сад» можно понимать как отказ от изображения проблем
исторической реальности, уход в некое идеальное пространство и сужение задач
современного автору искусства.
|