Поэма «Двенадцать» написана A.A. Блоком в 1918 году и
навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут
контраст черного и белого, мятежная стихия ветра передает атмосферу
общественных перемен. Двусмысленно звучит строчка в первой главе произведения:
«На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истолковать как
буквально (ветер сбивает путника с ног, лед под снегом скользкий и коварный),
так и символически: в новую эпоху все стало зыбким, утрачены жизненные опоры.
Восприятие революционных контрастов простым народом
показано на примере образа старушки, которая переживает, что на плакат нашелся
такой огромный лоскут, а на портянки для ребят ткани нет. Мерзнет буржуй на
перекрестке, грустит поп, барыня в каракуле падает на льду, писатель с
длинными волосами рассуждает о гибели России, а бродяга хочет знать, что
впереди.
Центральным образом второй главы становится образ свободы
без креста. Поэт показывает анархические настроения солдат революции, готовых
«пальнуть... в Святую Русь». Рубленый синтаксис поэмы, изобилие диалогов и
реплик удачно передают фрагментарные зарисовки из жизни того времени.
В третьей главе слышны фольклорные мотивы, характерные
для солдатских песен. Они передают и народное восприятие эпохи: за «сладкое
житье» надо еще «буйну голову сложить».
В четвертой и пятой главах центральным становится образ
распутной толстоморденькой Катьки, которая раньше гуляла с офицерьем, а теперь
с солдатами. В шестой главе красноармейцы убивают Катьку: человеческая жизнь в
революционную эпоху становится разменной монетой. В седьмой главе двенадцать
солдат снова идут революционным шагом с ружьями в поисках врагов.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица, — пишет A.A. Блок. Этот образ обезличенного
человека перекликается с образом главного героя в рассказе Е.И. Замятина
«Дракон». Там солдат революции, готовый без колебаний пристрелить буржуйскую
морду, тоже утрачивает лик человеческий. Он словно исчезает в тумане, и вместо
него остается лишь форма (сапоги, шинель, картуз), пустая форма, свободная от
содержания. Вскоре выясняется, что убивший Катьку Петруха когда-то любил ее, а
убил он девушку сгоряча, из ревности. Так, под революционные порывы
маскируются порой сугубо личные проблемы и поступки. Но Петруху никто не
осуждает: «Не такое нынче время». Революционная эпоха вседозволенности, как
убедительно показывает A.A. Блок, накладывает отпечаток на души людей. В вихре
революционных событий без креста стираются порой грани между добром и злом,
оправданной жестокостью и преступным деянием. Неприглядный образ восставшей
голытьбы в финале седьмой главы поэмы рисуется как своеобразное предупреждение:
Запирайте этажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!
В девятой главе буржуй на перекрестке сравнивается с голодным
псом. Лишившись богатства и привилегий, целый класс российского общества
оказался на перепутье.
Вьюга постепенно усиливается. Постоянно меняется ритм
поэмы, отразивший переменчивый характер описываемой в ней эпохи. Сквозь
агитационные лозунги первых лет советской власти явственно слышны грустные
авторские раздумья:
...И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль....
В поэме явственно слышны религиозные мотивы. Двенадцать
солдат революции уподобляются двенадцати апостолам. Красный флаг в последней
главке назван кровавым. Именно его несет Иисус Христос, который «И за вьюгой
невидим, И от пули невредим». Христос в блоковской поэме выступает не в
терновом венце, а в белом венчике из роз. Он не покинул грешных бойцов
революции, его нельзя убить или уничтожить, сорвав кресты. Двенадцать солдат
прокладывают для России новый исторический путь. И Христос по-прежнему
возглавляет его. Таким образом, рисуя революционные события в их мятежной,
противоречивой и во многом трагической атмосфере, A.A. Блок все равно благословляет
Россию на ее новом пути и надеется, что новый венок из роз принесет ей счастье
и процветание.
|