Многие ахматовские стихотворения – это обращение к трагическим
судьбам России. Началом тяжких испытаний для России стала в поэзии
Ахматовой Первая мировая война. Поэтический голос Ахматовой становится
голосом народной скорби и одновременно надежды. В 1915 году поэтесса
пишет "Молитву":
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Революция 1917 года была воспринята Ахматовой как катастрофа. Новая
эпоха, пришедшая после революции, ощущалась Ахматовой как трагическое
время потерь и разрушений. Но революция для Ахматовой – это и возмездие,
расплата за прошлую греховную жизнь. И пусть сама лирическая героиня не
творила зла, но она чувствует свою причастность к общей вине, а потому
готова разделить судьбу своей родины и своего народа, отказывается от
эмиграции. См. стихотворение "Мне голос был..." (1917):
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
1917
"Мне голос был", – сказано так, словно речь идет о божественном
откровении. Но это, очевидно, и внутренний голос, отражающий борьбу
героини с собой, и воображаемый голос друга, покинувшего родину. Ответ
звучит осознанный и четкий: "Но равнодушно и спокойно..." "Спокойно"
здесь означает лишь видимость равнодушия и спокойствия, на самом деле
оно является признаком необыкновенного самообладания одинокой, но
мужественной женщины.
Во время Великой Отечественной войны Ахматова была эвакуирована в
Ташкент, в Ленинград вернулась в 1944 году. В годы войны тема Родины
становится ведущей в лирике Ахматовой. В стихотворении "Мужество",
написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с
судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим
воплощение духовного начала России:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
1942
Во время войны на первый план выдвинулись общечеловеческие ценности:
жизнь, дом, семья, родина. Многие считали невозможным возврат к
довоенным ужасам тоталитаризма. Так что идея "Мужества" не сводится к
патриотизму. Духовная свобода навеки, выраженная в вере в свободу
русского слова, – вот ради чего народ совершает свой подвиг.
Заключительным аккордом темы родины у Ахматовой звучит стихотворение "Родная земля" (1961):
И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
1922
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.
1961
Эпиграфом выбраны строки из собственного стихотворения 1922 года.
Стихотворение светлое по тону, несмотря на предчувствие близкой смерти.
Фактически Ахматова подчеркивает верность и незыблемость своей
человеческой и творческой позиции. Слово "земля" многозначно и
многозначительно. Это и грунт ("грязь на калошах"), и родина, и ее
символ, и тема творчества, и первоматерия, с которой тело человека
соединяется после смерти. Сталкивание различных значений слова наряду с
использованием самых разных лексико-семантических пластов ("калоши",
"хворая"; "обетованный", "немотствуя") создает впечатление
исключительной широты, свободы.
В лирике Ахматовой появляется мотив осиротевшей матери, который
достигает вершины в "Реквиеме" как христианский мотив вечной материнской
участи – из эпохи в эпоху отдавать сыновей в жертву миру:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
И здесь вновь личное у Ахматовой соединяется с общенациональной
трагедией и вечным, общечеловеческим. В этом заключается своеобразие
поэзии Ахматовой: боль своей эпохи она ощущала как свою собственную
боль. Ахматова стала голосом своего времени, она и не была приближена к
власти, но и не клеймила свою страну. Она мудро, просто и скорбно
разделила ее судьбу. Памятником страшной эпохе стал "Реквием".
|