Стихотворение «Слаб голос мой» написано весной 1913 года. Оно входит в
сборник «Белая стая» (1917 год), который принес (наряду с другими
сборниками: «Вечер», «Четки», «Подорожник», «Anno Domini») А. А.
Ахматовой широкое литературное признание.
Это стихотворение, как и многие другие, о любви. Любовь у Ахматовой
почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Чувство, само по себе
острое и необычайное, получает дополнительную остроту и необычность,
проявляясь в предельном кризисном выражении – взлета или падения, первой
пробуждающей встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности
или смертельной тоски.
Данное стихотворение раскрывает душевное состояние героини после
окончания любовной драмы. С каждой строчкой чувство любви в героине
угасает, остывает: сначала ее голос слаб, ей стало легче без любви, а уж
в конце мы чувствуем, что «освобожденье близко». Мы видим, какой
мучительной была любовь: героиню мучила «бессонница-сиделка», она
томилась «над серою золой», и даже стрелка башенных часов казалась ей
смертельной стрелой; и какое счастье испытывает при окончании любовной
драмы:
Как прошлое над сердцем власть теряет!
Освобожденье близко. Все прощу,
Следя, как луч взбегает и сбегает
По влажному весеннему плющу.
Для раскрытия душевного состояния героини А.Ахматова использует
различные выразительные средства. Например, аллитерация звука [л], [н] и
ассонанс звука [е] передает нам легкость, спокойствие, которое
испытывает героиня. Эпитеты «серою золой», «кривая стрелка»,
«смертельная стрела»; метафора «бессонница-сиделка» усиливают трагизм
уходящей любви.
Точность психологических наблюдений, сюжетная динамика, умелое
использование житейской детали, афористичность, лаконизм – определяющие
черты поэзии Ахматовой, которые отчетливо обозначились в стихотворениях
1914-1921 годов, в том числе и в «Слаб голос мой».
Стихи А. Ахматовой о любви почти всегда пронизаны чувством грусти, но
главное, что делает их такими проникновенными, это сочувствие,
сострадание, сопереживание в любви. |