Гений Пушкина, обаяние личности, его гуманистическая философия,
открытия, сделанные в области русского стиха, оказали огромное влияние
на развитие литературы XIX века, вошедший в историю как «золотой век»
русской поэзии. Но и лучшие поэты «серебряного века» сформировались под
влиянием его Музы, все они были внимательнейшими читателями Пушкина,
многие внесли свою лепту в исследование его поэзии.
В жизни и поэзии Ахматовой Александр Сергеевич, чьи стихи она называла
золотыми, занимал особое место. Она росла и училась в Царском Селе и с
детства впитывала воздух русской поэзии и культуры.
У Пушкина училась Ахматова краткости, простоте и подлинности
поэтического слова, и всё, что с ним связано, дорого поэтессе. Бродя по
Царскосельскому парку, она в восхищении останавливается перед фонтаном,
некогда воспетым Пушкиным. В 1916 году она написала об этом
стихотворение и назвала его так же, кА великий предшественник:
«Царскосельская статуя».
Лирическая героиня стихотворения относится к бронзовой статуе как к
живой сопернице, ей кажется, что девушка только притворяется грустной,
ещё бы, ведь ей подарил бессмертие сам Пушкин. Чтобы передать эти
чувства, Ахматова использует интересный поэтический приём – оксюморон:
сочетание противоречащих друг другу определений, создающий неожиданный
эффект: «Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнажённой». А как
великолепны аллитерации в первой строфе:
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый…
Звук лебединых кликов слышится в этих строках: ле-ле-ле, а в следующих
двух – он резко сменяется повторением звука «р», как бы усиливающим
интенсивность цветописи:
… И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины.
Сама Ахматова долгие годы жила в Царском Селе, которое стало для неё
одним из самых дорогих мест на земле за всю жизнь. Здесь сам воздух был
пропитан поэзией.
В стихотворении используются антитеза (весело грустить, нарядно
обнажённой), метафора (окровавленные кусты), олицетворения (ослепительно
стройна, играли на её плечах лучи скудеющего света, восторг твоей хвалы
влюблённой).
В стихотворении описывается природа и время года. Но автор нам не
говорит, что это осень. Из двух первых строк мы понимаем, что речь идёт о
наступлении золотой осени:
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый…
Ахматова, так же как и Цветаева повествует в своём стихотворении о рябине. Природа в «Царскосельской статуе» неотразима.
В центре – статуя девушки. Анна Андреевна воспринимает эту статую как
живую. Она немного завидует ей, так как на неё обратил внимание великий
поэт и воспевал эту бронзовую красавицу в своём стихотворении.
Ахматова обращается к статуе и говорит ей, что хотела бы оказаться на её
месте, чтоб о ней так же красиво и влюблено мог говорить Александр
Сергеевич Пушкин.
Поэтесса понимала, что этой необычайно красивой девушке придётся
оставаться на своём месте, такой «нарядно обнажённой». Многие люди будут
приходить и любоваться стройной девицей. Она находилась высоко и
поэтому Ахматова даже подходя к ней, чувствовала страх. Статуя была как
возвышенное существо, властное, могучее и в то же время красивое,
нарядное. Она всех и всё видела свысока. В какой-то степени статуя
казалась Богом. У неё был задумчивый взгляд. Ей не страшно стоять в
любое время года на улице. Её плечи великолепно переливались от лучей
света. |