Творчество А. Ахматовой – уникальное явление в русской поэзии. И хотя
история знала немало поэтесс и до Ахматовой, но только ей удалось стать
голосом своей эпохи, а затем перешагнуть через все временные рубежи.
Лаконичные и внешне простые, ахматовские стихи предельно насыщены
поэтической мыслью и отличаются глубиной и силой чувства. После первой
же книжки стихов Ахматова стала восприниматься как гениальный художник
женской любви во всех ее проявлениях. Позднее в ее лирике зазвучали и
другие традиционные темы и мотивы русской поэзии, и зазвучали они во
многом тоже традиционно, поскольку истоки творчества Ахматовой – в
классической русской литературе, и прежде всего в творчестве Державина и
Некрасова, Пушкина и Лермонтова. Как и всякий поэт, А. Ахматова не
редко обращается к теме поэтического ремесла. Однако, несмотря на
очевидную в ее стихах перекличку с классической поэзией, взгляд поэтессы
во многом оригинален. Рассмотрим в этой связи стихотворение А.
Ахматовой «Мне ни к чему одические рати ...»
Это небольшое стихотворение написано в 1940 году и входит в цикл
под названием «Тайны ремесла», создававшийся на протяжении нескольких
лет. Первая же строфа придает поэтическому повествованию интонацию
искренности. Признание лирической героини звучит весьма субъективно:
«Мне ни к чему ...», «по мне ...» Вообще первая строфа побуждает нас к
размышлению, особенно ее последние две строчки:
По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей.
«Некстати» – это значит «не вовремя», «не в подходящий момент».
Другими словами, стихи, по мысли автора, должны удивлять нас
неожиданностью, свежестью мысли.
А потом мы как будто «слышим» что-то похожее на вздох лирической героини:
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда ...
Трудно однозначно сказать, что здесь метафорически употреблено
«сору». Мысли поэта, жизненные впечатления, а может быть, сама жизнь?
однако более нас завораживает строчка: «Растут стихи, не ведая стыда …» В
ней и одушевленность поэтического творения и некая независимость
процесса творчества от воли создателя. И далее такие неожиданные и в то
же время логически оправданные сравнения:
Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.
Вообще Ахматова обладала удивительной способностью видеть необычное
в окружающем ее мире обыденной жизни. В ее стихах все превращалось в
поэзию, иными словами, все было достойно поэтического слова, даже
«таинственная плесень на стене». Многоточие в конце этой строки
воспринимается как пауза, заполняющаяся процессом творчества. А далее
идут строчки, начинающиеся уж очень по - пушкински: «И стих уже звучит
…» В стихотворении Пушкина «Осень» мы находим похожие слова: «Минута – и
стихи свободно потекут». Это сходство не случайно. Ахматова явно
разделяла мнение Александра Сергеевича по поводу свободного в своей
основе творчества. К моменту создания этих стихов их авторы уже были
давно признанными мастерами слова, а потому мы не можем не разделять их
мнения.
Заключительные строки ахматовского стихотворения, заряженные
энергией автора, звучат особенно эмоционально. Вообще поэтическое
повествование Ахматовой проникнуто настроением бодрости и оптимизма.
Этому во многом способствует выбранный поэтессой стихотворный размер ямб
(кстати, самый популярный размер в русском стихосложении). А
встречающиеся в каждой строке пропуски ударения придают стихотворению
оттенок размышления, поэтического раздумья.
Нельзя не сказать о том, что ахматовские стихи не отличаются
богатством используемых автором средств выразительности. Поэтесса явно
предпочитала небольшой объем и простоту поэтической речи. И вместе с тем
ее стихи, говоря словами Пушкина, «пленяли прелестью нагой простоты».
Причем за этой обыденностью художественной речи Ахматовой скрывается
глубокий смысл, чему не в последнюю очередь способствует композиционная
стройность ахматовского стихотворения, начинающегося и заканчивающегося
одним и тем же словом «мне». Эта стройность придает поэтической мысли
особую цельность, законченность.
Удивительно то, что бедность глагольной лексики не лишает
стихотворение ощущения полноты бытия. В поэтическом тексте явно
чувствуется весеннее дыхание жизни. Мы видим «желтый одуванчик у
забора», мы «вдыхаем» «дегтя запах свежий». И вообще рождение нового мы
чаще всего связываем с весенней порой («растут стихи»).
Однако главная мысль стихотворения звучит в его финальных строчках:
И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне.
Таким образом, главное назначение поэзии, по мысли автора, – это
способность дарить людям радость, радость от соприкосновения с
творениями высокого искусства. |