Я пришла к поэту в
гости.
Ровно полдень. Воскресенье. 0
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый,
Ясно смотрит на меня.
У него глаза
такие,
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится
беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
1. Стиховедческий
разбор: стихотворение написано в стиле романсеро. Это четырехстопный хорей без
рифмы с ударным последним слогом в каждой четвёртой строке.
2. Биографический
анализ: Ахматова с блоком была мало знакома, нельзя стихотворение считать
источником биографических сведений. А. С. Пушкин не сидел в тюрьме, но писал:
"Сижу за решёткой...”. У Ахматовой есть такие строчки: "Муж хлестал меня
узорчатым, вдвое сложенным ремнём...”. Ничего подобного в её жизни не могло
быть.
3. Соотнесение с
контекстами современной и предшествующей литературы: есть связь с циклом Блока
"Кармен”, Ахматова как бы отвечает на одно из стихотворений. Стихотворения и
Блока, и Ахматовой написаны в стиле романсеро, хотя у Блока - экзотический
испанский пейзаж, у Ахматовой - реалистичная картина русской зимы.
4. О композиции,
сюжете, лексике. Часто три предложения на две строки. Голый сюжет: время,
место, пейзаж. Лексика скупая.
5. Реминисценция.
Сразу вспоминается пушкинское: "Мороз и солнце, день чудесный...”. Пушкин -
идеал поэта из предшественников, Блок - из современников.
6. Мастер
художественной детали. "В доме сером и высоком У морских ворот Невы”. По этому
описанию дом Блока мы найдём и сегодня.
7. Глаза -
важнейший мотив ранней лирики Ахматовой.
8. Лакуна. О чём
беседа? Такие пропуски Ахматова делала часто. Может быть, не хотела раскрывать
свои секреты?
9. Закольцованная
композиция.|+ _| + _|+ _| + _| |