Вторник, 19.03.2024, 07:30


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" [22]
ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" [22]
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ [7]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [17]

Главная » Файлы » ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС » ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА"

Частица
20.04.2015, 15:27

№ 144. Выделите частицы; определите передаваемую ими в контексте семантику, укажите разряд.


1. …Голос Абогина дрожал от волнения; в этой дрожи и в тоне было гораздо больше убедительности, чем в словах. Абогин был искренен, но замечательно, какие бы фразы он ни говорил, все они выходили у него ходульными, бездушными, неуместно цветистыми и как будто даже оскорбляли и воздух докторской квартиры, и умирающую где-то женщину. Он и сам это чувствовал, а потому, боясь быть непонятым, изо всех сил старался придать своему голосу мягкость и нежность, чтобы взять если не словами, то хотя бы искренностью тона. Вообще фраза, как бы она ни была красива и глубока, действует только на равнодушных, но не всегда может удовлетворить тех, кто счастлив или несчастлив… (А. Чехов).


2. …Далеко не каждый представляет себе по-настоящему, что такое самое простое человеческое слово, каким удивительно сложным и тонким созданием человека оно является, сколь странной и еще далеко не до конца изученной жизнью живет оно само, какую неизмеримо огромную и важную роль играет в жизни нашей (Л. Успенский).


3. Для всякого убежденного и желающего убеждать писателя (а именно только такого я имею в виду) вопрос о том, есть ли у него читатель, где он и как к нему относиться, есть вопрос далеко не праздный (М. Салтыков-Щедрин).


4. Дядька покойного [А.С. Пушкина] желал также проводить останки своего доброго барина к последнему его жилищу, куда недавно возил он же и тело его матери; он стал на дрогах, кои везли ящик с телом, и не покидал его до самой могилы (А. Тургенев).


5. Обязанности Алифана заключались в постоянном скитании по улице, из дома в дом, и целый день такой ходьбы давал ему барыш по большей мере пятиалтынный. Этот пятиалтынный приносил он все-таки к Котельникову, будто б на сохранение… (Г. Успенский).


6. Ученый. Эти узкие, длинные часы в деревянном футляре – вовсе не часы. Это вечный спутник принцессы, тайный советник. Его сердце стучит ровно, как маятник, его советы меняются в соответствии с требованиями времени, и дает он их шепотом. Ведь недаром он тайный (Е. Шварц).


7. Я не претендую здесь подробно и вполне определительно разобраться в читательской среде, но постараюсь характеризовать хотя некоторые ее категории (М. Салтыков-Щедрин).


8. В это чудесное утро все, приехавшие на Капри именно с этой целью, еще спали по гостиницам, хотя к подъездам гостиниц уже вели маленьких мышастых осликов под красными седлами, на которые опять должны были нынче, проснувшись и наевшись, взгромоздиться молодые и старые американцы и американки, немцы и немки и за которыми опять должны были бежать по каменистым тропинкам, и все в гору, вплоть до самой вершины Монте-Тиберио, нищие, каприйские старухи с палками в жилистых руках, дабы подгонять этими палками осликов (И. Бунин).


9. Задача у музыки – такая же, как и у религии: вносить в душу покой, приносить утешение и надежду, она должна напоминать о том, что гармония в мире все-таки существует (М. Таривердиев).


10. Едва выглядывают крохотные деревца, чуть потолще травинок. А пройдет тридцать-сорок лет – и поднимется вот на этом самом месте молодой сосновый бор (Г. Скребицкий).


11. Решение же оказалось на редкость простым. Я вдруг понял – текст надо всего-навсего опубликовать (Ю. Лексин).


12. Зная людей, Кутузов едва ли и рассчитывал на то, что кто-нибудь его поддержит перед тем главным и самым сильным из его врагов, который находился в петербургском Зимнем дворце (Е. Тарле).


13. Убьют ли его завтра утром, или посмеются над ним, то есть оставят ему эту жизнь, он все равно погиб. Убьет ли себя с отчаяния и стыда эта опозоренная женщина, или будет влачить свое жалкое существование, она все равно погибла… (А. Чехов).


14. Ты не брюнетка, но в тебе есть что-то цыганское. Но зато твои волосы так чисты и тонки и сходятся сзади в узел с таким аккуратным, наивным и деловитым выражением, что хочется тихонько потрогать их пальцами (А. Куприн).


№ 145. Проанализируйте употребление слова и:

1) определите семантику;

2) укажите его функцию в высказывании;

3) сделайте вывод о частеречной принадлежности слова в разных контекстах. Для справки обращайтесь к толковым словарям.


1. Поэзия разлита в обществе, как кислород в воздухе, и мы не чувствуем ее только потому, что ежеминутно ею живем, как не ощущаем кислорода потому, что ежеминутно им дышим (В. Ключевский).


2. Свирепых надо прикармливать, а ласковым довольно и палку показать (Из блокнота дрессировщика) (Б. Андреев).


3. Нужно сказать, что библиотека Романа Родионыча была очень маленькая, и книги сошлись в ней совершенно случайно, как встречаются незнакомые люди где-нибудь в вагоне (Д. Мамин-Сибиряк).


4. Если уподобить книги ступеням, то попадаются среди них и такие, что ведут вниз, в темные подземелья; однако неизмеримо больше тех, которые ведут наверх, и по ним совершает человечество свое победное восхождение через тернии к звездам (С. Бэлза).


5. Архаизмы – это слова, забывшие о том, что и они были когда-то неологизмами (Ф. Кривин).


6. Справедливо предположить, что воображение, необходимое тому, кто пишет книгу, в той же мере необходимо и тому, кто ее читает (В. Набоков).


№ 146. Проанализируйте употребление слов только и лишь:

1) определите семантику;

2) укажите их функцию в высказывании;

3) сделайте вывод о частеречной принадлежности слов в разных контекстах.

Если данные слова входят в цельные словосочетания, то охарактеризуйте эти синтагмы. Для справки обращайтесь к толковым словарям.


1. Человек, у которого не хватает ума на то, чтобы придумать средства для улучшения своего невыносимого положения, может назваться счастливым только в том случае, если он не понимает и не чувствует неудобств своего положения: жизнь человека ограниченного почти всегда течет ровнее и приятнее жизни гения или даже просто умного человека (Д. Писарев).


2. Всякое произведение искусства только потому художественно, что создано по закону необходимости, что в нем нет ничего произвольного, что в нем ни одно слово, ни один звук, ни одна черта не может замениться другим словом, другим звуком, другою чертою (В. Белинский).


3. Всякому, кто задумается над русской революцией, не может не броситься в глаза, что социализм ошибался не только в своем отношении к высшим сторонам человеческой натуры, к духовным стремлениям человека, но что он не понимал и стимулов его материальной деятельности, на которой собирался строить всю общественную жизнь и все социальные связи (А. Изгоев).


4. Как только он [князь Андрей] узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! (Л. Толстой).


5. Старик с самого утра просидел на завалинке под окошком, понюхивая табачок и греясь на солнце; ему не совсем здоровилось, от того он и в церковь не ходил; он только что собрался было навестить другого, тоже хворого старика соседа, как вдруг увидал Акима… (И. Тургенев).


6. И только через шестидневку, которая пролетела как-то незаметно, Таня вернулась из школы радостная и возбужденная, торопливо обедала и после капитально уселась за Пушкина (А. Бухов).


7. Не оспариваю того, что были основания хвалить этот спектакль, только хорошо помню, что критику в этот вечер он вовсе не нравился, и это воспоминание меня отчего-то огорчает (А. Эфрос).


8. Назанский прошелся по комнате, засунув руки в карманы. Сделав два конца, он заговорил, точно продолжая только что прерванную беседу: «Да. Так вот я все хожу и все думаю. И, знаете, Ромашов, я счастлив. В полку завтра все скажут, что у меня запой. А что ж, это, пожалуй, и верно, только это не совсем так. Я теперь счастлив, а вовсе не болен и не страдаю…» (А. Куприн).


9. Неужели вы не можете понять, что барину вашему с одними заграничными делами только-только впору справиться, а не то, чтобы еще и этакой, прости, господи, дрянью заниматься… (Г. Успенский).


10. Только вечер затеплится синий,

Только звезды зажгут небеса,

И черемух серебряный иней

Уберет жемчугами роса (А. Будищев).


11. Не может он [Иван Николаевич Понырев] совладать с этим весенним полнолунием. Лишь только оно начинает приближаться, лишь только начинает разрастаться и наливаться золотом светило, которое когда-то висело выше двух пятисвечий, становится Иван Николаевич беспокоен, нервничает, теряет аппетит и сон, дожидается, пока созреет луна (М. Булгаков).


12. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, и вся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушенным, прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков (К. Паустовский).


13. Лишь соловей зайдется трелью звонкой —

Зерно прольется на землю, как дождь (Ф. Васильев).


№ 147. Проанализируйте употребление слов точно, просто и прямо:

1) определите семантику;

2) укажите их функцию в высказывании;

3) сделайте вывод о частеречной принадлежности слов в разных контекстах.

Для справки обращайтесь к толковым словарям.


1. Чичиков взглянул и увидел точно, что на нем не было ни цепочки, ни часов. Ему даже показалось, что и один бакенбард у него был меньше и не так густ, как другой (Н. Гоголь).


2. И сейчас, когда я случайно встречаю где-нибудь у букиниста какую-нибудь книгу издания шестидесятых годов, у меня является радостное чувство, точно отыщешь хорошего старого знакомого (Д. Мамин-Сибиряк).


3. В ночной тишине чуткий слух Насти улавливал, как причудливый порыв ветра задевал солому на крыше в разных концах, и ей казалось, точно какие-то большие птицы бегают по крыше и задевают солому перьями (В. Ян).


4. Этим летом мне пришлось проехать с севера на юг, от Балтийского моря к Черному, и передо мной четыре дня развертывалась интересная панорама с живыми действующими лицами. Точно в кресле театра сидел я у окна вагона и видел, как постепенно меняются картины русской природы, разнообразные ее пейзажи, и мелькает бесконечное число лиц и типов на этой длинной железнодорожной линии (В. Ян).


5. В комнате, которая отделялась только небольшим коридором от кабинета Ильи Ильича, послышалось сначала точно ворчанье цепной собаки, потом стук спрыгнувших откуда-то ног. Это Захар спрыгнул с лежанки, на которой обыкновенно проводил время, сидя погруженный в дремоту (И. Гончаров).


6. В детской дружбе заложена какая-то таинственная сила, которая проходит через всю остальную жизнь. Те, кого мы любили в детстве, служат точно путеводными маяками для остального жизненного пути (Д. Мамин-Сибиряк).


7. Разница между Кутузовым и Барклаем была в том, что Кутузов знал: Наполеона погубит не просто пространство, а пустыня, в которую русский народ превратит свою страну, чтобы погубить вторгшегося врага (Е. Тарле).


8. Ученый. Я так влюблен в нее, что это будет просто чудовищно, если она выйдет за другого (Е. Шварц).


9. Ну да все равно, просто подышать свободно (Л. Толстой).


10. Он [Тайный советник] утверждает, что его просто не расслышали, и это очень практично с его стороны (Е. Шварц).


11. Подъехав как-то вечером к воротам моего хутора, он попридержал лошадь и, просто от нечего делать, спросил дворника: «Что, дома ваш… читатель-то?» (Г. Успенский).


12. Он [Нехлюдов] вспомнил, как в последнее время ее болезни он прямо желал ее смерти (Л. Толстой).


13. Он так и говорил ей, что прямо в этом – он называл это поэзией и эстетикой – состоит все счастье (Л. Толстой).


14. Мы ехали прямо на дым, который расстилался все шире и шире; местами он внезапно чернел и высоко взвивался (И. Тургенев).


15. Когда ты смотришь прямо, то белки твоих глаз чуть-чуть голубые, а в больших зрачках мутная, глубокая синева (А. Куприн).


№ 148. Определите значение слов уже и еще в разных контекстах. Для справки обращайтесь к толковым словарям.


1. Ромашов вышел на крыльцо. Ночь стала точно еще гуще, еще чернее и теплее (А. Куприн).


2. И возвращается домой профессор уже совсем больной (М. Булгаков).


3. Артиллерия Наполеона значительно уменьшилась сравнительно с тем, что у него было еще под Бородином; много орудий пришлось побросать по дороге из-за невозможности тащить их: ведь даже у кавалерии лошадей не хватало, и целые кавалерийские части давно уже спешились (Е. Тарле).


4. Ленивый от природы, он [Обломов] был ленив еще и по своему лакейскому воспитанию (А. Гончаров).


5. Трудно остановить народ, раздраженный всем, что он видел, народ, который уже триста лет не знал войны внутри государства, который готов пожертвовать собой за отечество и не делает различий между тем, что принято и что не принято в обыкновенных войнах (Е. Тарле).


6. Но с наступлением эпохи возрождения народилось, так сказать, сословие читателей, и народилось именно благодаря простецам. Последние уже перестали довольствоваться кличкою темных людей и наравне с прочими бросились в деятельный жизненный омут (М. Салтыков-Щедрин).


7. Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами (Ф. Тютчев).


8. Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась… (Ф. Тютчев).


9. Но дни идут, уже стихают грозы,

Вернуться в дом Россия ищет троп.

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб! (И. Северянин).


№ 149. Укажите грамматические ошибки и речевые недочеты и объясните причины их появления. Наблюдения обобщите, дайте вашу классификацию возможных ошибок в употреблении частиц.


1. Что такое Атлантида? Ничего! Это ни название на географической карте, ни название планет.


2. Даже в свете, в насквозь фальшивом обществе, Татьяна выделяется из общей массы.


3. Для меня же ахматовская героиня – воплощение всех моих представлений об именно прекрасной половине человечества.


4. Роман «Евгений Онегин» Пушкин еще не закончил.


5. Все его стихи почти посвящены природе.


6. До сих пор в научной литературе нет еще полной монографии о развернутом сравнении.


7. Главное, чтобы Ваша внучка была здоровенькая и только Вас радовала.


8. Когда народ будет не бояться власти?


9. Слаженные действия службы безопасности позволили боевикам не совершить ни одного террористического акта.


10. Ее выдали замуж не за любимого ей человека.


11. Печорин смотрит на мир не через очки.


12. Путешественник, опубликовавший «Журнал Печорина», не с меньшим уважением относится к природе.


13. Обычно пишут об экологии природы. Но многие писали об экологии и человека.


№ 150. Произведите полный морфологический разбор частиц (в соответствии со схемой разбора).


1. Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти (Л. Толстой).


2. Каждому, кто работает в печати, всякий раз надо проверить себя, хоть на миг задуматься: а не ввожу ли я, не повторяю ли, не поддерживаю то, что лишь засоряет нашу литературу, нашу речь? (Н. Галь).


3. Человеку нужно, чтобы работа доставляла ему удовольствие, чтобы ему было приятно работать и чтобы было приятно вечером думать о завтрашнем дне или хотя бы даже об уютной комнате, в которой будет завтрашняя работа (А. Эфрос).


4. Избавлю вас от описания гор, от возгласов, которые ничего не выражают, от картин, которые ничего не изображают, особенно для тех, которые там не были, и от статистических замечаний, которых решительно никто читать не будет (М. Лермонтов).


5. Выходит он под конец на поляну широкую и посередь той поляны широкой стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец королевский или царский, весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко красное, инда тяжело на него глазам смотреть (С. Аксаков).


6. Но вот подобной экспозиции, объединяющей художников разных поколений и разных направлений, еще не было. Поэтому ее историко-культурное значение несомненно. И все же я надеюсь, что сам тип подобных выставок быстро изживает себя и наша экспозиция будет первой и едва ли не последней (А. Боровский).


7. Он [И.П. Павлов] не просто получил от власти возможность делать то, что считал нужным. Разве не говорил он с властью, как равный? Разве не писал в Совнарком жесткие письма, каких ни от кого бы не потерпели, – о страшном голоде, о людоедстве, об эпидемиях, о повальных арестах? Разве не защищал невинно осужденных? Разве не отстаивал свою науку?.. (О. Балла).


8. Как ни хвали его усердный круг друзей,

Плохой поэт был их покойник:

А если он и соловей,

То разве соловей-разбойник (П. Вяземский).

Категория: ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" | Добавил: admin | Теги: практикум по русскому языку, русский язык в школе, Морфология, дидактический материал по русскому, русский язык в профильных классах
Просмотров: 1881 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0