Вторник, 06.12.2016, 13:13

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" [22]
ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" [22]
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ [7]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [17]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС » ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА"

Деепричастие
20.04.2015, 15:38

№ 119. Определив вид данных глаголов, образуйте деепричастие, выделите показатели формы. Отметьте нестандартное образование форм. Если форма отсутствует, то попробуйте назвать причины. Если есть вариантные формы, то поясните их различия. Для справки обращайтесь к словарям грамматических трудностей и орфоэпическому словарю.


1. Бороться, погружать, доходить, дышаться, грузить, проситься, думаться, стоять, жевать, преследовать, плакаться, скакать, лежать, цвести, мыться, браться, гнать, отставать, узнавать, плыть, быть, ехать, смеркаться, щипать, сыпать, вить, жечь, крепнуть, лить, слать, мерзнуть, мять, чистить, течь, надоесть.


2. Привести, дойти, вылезти, вырасти, соблюсти, испортиться, опуститься, решиться, остановиться, явиться, рассердиться, усмехнуться, засохнуть, исчезнуть, ослепнуть, переплести, одеться, отправиться, рассветать.


3. Образовать, жениться, квалифицировать, венчать, молвить, обследовать, миновать, импровизировать, атаковать, казнить, адресовать, бежать, арестовать, велеть, пикировать, наследовать.


№ 120. Выпишите деепричастие в контексте с глаголом-сказуемым.

Укажите вид деепричастия и вид и форму глагола. Определите временное соотношение двух действий.


1. Пес вышел, отряхнувшись, и угрюмо собрался на кухню, но Зина за ошейник настойчиво повлекла его в смотровую (М. Булгаков).


2. В два часа ночи 18 августа, после взрыва пороховых складов, казаки проскакали по улицам Смоленска, оповещая об отступлении русской армии и приглашая тех, кто хочет уходить из города, собираться немедленно, пока еще не зажжен днепровский мост (Е. Тарле).


3. Дня через три после пикника к Надежде Федоровне неожиданно пришла Марья Константиновна и, не здороваясь, не снимая шляпы, схватила ее за обе руки, прижала их к своей груди и сказала в сильном волнении: «Дорогая моя, я взволнована, поражена» (А. Чехов).


4. Хотелось с кем-нибудь поговорить обо всем этом, захлебываясь, торопясь, споря (А. Бухов).


5. Он любил, припав к пушистой траве, следить, как лохматый медведь, ломая сучья, бурча и ухая, деловито направлялся к водопою, как, поеживаясь в желтом мхе, пробегала за добычей озабоченная лисица или как внезапно на извилистой тропе появлялась и испуганно шарахалась в кустарник пугливая серна (А. Антоновская).


6. Вода гладкая, как зеркало, и плот катился бесшумно, не дрогнув, и только по желтому песчаному берегу, медленно продвигавшемуся назад, можно было заметить, что мы с днепровской водой плывем вниз (В. Ян).


7. Он скрестил пальцы, образовав из них решетку (В. Пелевин).


8. В комнате, которая отделялась только небольшим коридором от кабинета Ильи Ильича, послышалось сначала точно ворчанье цепной собаки, потом стук спрыгнувших откуда-то ног. Это Захар спрыгнул с лежанки, на которой обыкновенно проводил время, сидя погруженный в дремоту (И. Гончаров).


9. Ветер толкает нас, желая загнать в горы: его напор так силен, что иногда мы останавливаемся, повернувшись спинами к морю, широко расставив ноги, опираемся на палки и с минуту стоим как бы на трех ногах, а мягкая тяжесть давит нас, срывая платье (М. Горький).


10. Он подошел к столу и сел на него, свесив ноги в блестящих черных сапогах гармошкой, глянув на которые, я вспомнил, где я его видел, – это был тот самый лейтенант из Зарайского летного, который вывозил наши с Митькой койки на плац (В. Пелевин).


11. Держать воздух в легких становилось все сложнее, и со мной случился короткий момент паники – показалось, что я сейчас умру, так и не выполнив того, зачем я здесь (В. Пелевин).


12. А потом завертелась учеба, нежданно-негаданно наступила, придавив всем своим весом, сессия (Из газет).


№ 121. Выпишите выделенные формы в контексте, определите лексическое значение слова, если возможно – подберите синонимы. Укажите, какие семантические и грамматические изменения происходят в деепричастии при адвербиализации. Отметьте случаи полной адвербиализации деепричастий.


1. А вот юноша набрал целую груду книг, занял половину стола и сидит не разгибаясь над этими книгами целые дни и вечера, пока не ударит звонок, и матовый свет лампы падает на матово-бледное наклоненное лицо юноши, и бледно, сухо это молодое лицо, как бледны эти белые сухие листы книг, которые он читает неустанно, из которых выписывает… (Д. Мордовцев).


2. Я шел не торопясь, поглядывая кругом (Г. Скребицкий).


3. Егор Иванович шел не спеша, внимательно, по-хозяйски осматривая участок (Г. Скребицкий).


4. Дивится честной купец такому богатству несказанному, а вдвое того, что хозяина нет; не только хозяина, и прислуги нет; а музыка играет не смолкаючи… (С. Аксаков).


5. Люди сидели нахохлившись, стараясь не шевелиться (Л. Толстой).


6. Крадучись я подобрался к той ели и полез вверх по стволу (Г. Скребицкий).


7. Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть (А. Фет).


8. Прожил жизнь свою припеваючи,

Вы сгубили меня, очи черные,

Унесли с собой мое счастие (Е. Гребенок).


№ 122. Укажите грамматические ошибки и речевые недочеты и объясните причины их появления. Наблюдения обобщите, дайте вашу классификацию возможных ошибок в образовании и употреблении деепричастий.

I

1. Сутулясь, крепко держав бумажную купюру, он с бережностью несет в свое хранилище.


2. Гоголь показывает, что, ставив себя в глупое положение, ничего не добьешься.


3. Ехав в деревню, он думал о будущем.


4. Едя в своей кибитке, Чичиков был озадачен.


5. Немного оживляется герой при встрече с Ленским. Смотря на него, Онегин вспоминает свою юность и заранее предвидит, что станет с Ленским после.


6. Каждый из поэтов, писав конкретные стихи, старался создать единственный и неповторимый образ.


7. Предпочив смерть позору, он остается честным.


8. Идти по лесу, глубоко дышав, было хорошо.


9. Он не колебаясь стрелял в неприятеля.


10. Он ищет своего счастья, но, не нашев его, уезжает.


11. Танцевав на балу с Ольгой и предприняв вызов Ленского на дуэль, Онегин показал слабость своего характера.


12. Он заступился за лейтенанта, понимав, что того могут серьезно наказать; попадав в разные ситуации, Сашка никогда не унижался.


13. Он погибает в последний день войны, добровольно пойдя навстречу гибели.

II

1. Рассматривая речевую грамотность, наиболее частотны были лексико-семантические ошибки.


2. Лежа на поле боя, к Болконскому пришла мысль.


3. Живя в деревне, Онегину было скучно.


4. Побежав к телефону, подскользнувшись о масло и падая на рельсы, его переехал трамвай.


5. Глядя на героя, появляется какая-то брезгливость.


6. Пустив слух о сумасшествии Чацкого, он распространяется с невероятной скоростью.


7. Теплом души автора, видя в своих героях настоящих людей, согреты повести В. Быкова.


8. Аббревиация – это образование новых слов, используя первые буквы или звуки исходного слова.


9. Выйдя из больницы, мне кажется, что кругом талибы.

III

1. У рыб семейства глубоководных удильщиков видоизмененный первый луч спинного плавника смещен к переднему концу тела, превратившись в «удилище», оканчивающееся кожистым мешочком, заполненным светящейся слизью.


2. Депутаты не принимают повышенные тарифы, декларируя защиту горожан, ставя этим под угрозу существование системы ЖКЛ.


3. Всякий чужеземец, мыслящий и чувствующий, не согласуясь с принципами общества, отвергается ими.


4. Это человек, в которого превратился бы Раскольников, не поменяв своих взглядов.


5. Девушка понравилась Печорину, зажигая в нем огонь азарта.


6. «Евгений Онегин» создавался Пушкиным восемь лет, отразив перемены в творческих и жизненных устремлениях.


7. Именно Чацкий, имея новое мышление, закрепленное за границей, приехав в Москву, пытается привить новую жизнь своим знакомым.


8. Таким образом, идея Чацкого о добросовестном труде и жизни была отвергнута, раскрыв при этом истинную картину московских нравов.


9. Сейчас все чаще можно встретить на улицах города девушек с красными, сиреневыми волосами, торчащими в разные стороны, изображая художественный беспорядок.


10. Бунин постоянно называет ее только красавицей, иронизируя.


№ 123. Произведите полный морфологический разбор деепричастий (в соответствии со схемой разбора).


1. Наконец Вася заснул и спал мрачно, без снов, вздрагивая и огорчаясь (Ю. Коваль).


2. В одном месте портьера загнулась, образовав длинную, узкую щель. Ромашов припал головой к стеклу, волнуясь и стараясь дышать как можно тише, точно его могли услышать в комнате.

Он увидел лицо и плечи Александры Петровны, сидевшей глубоко и немного сгорбившись на знакомом диване из зеленого репса (А. Куприн).


3. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. Оба молчали. Лаевский зажег свечу, а Надежда Федоровна села и, не снимая манто и шляпы, подняла на него печальные, виноватые глаза (А. Чехов).

Категория: ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" | Добавил: admin | Теги: практикум по русскому языку, русский язык в школе, Морфология, дидактический материал по русскому, русский язык в профильных классах
Просмотров: 380 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0