С середины 50-х годов, после
жесточайшего политического террора, Россия переживает пору своеобразного
духовного подъема. III Отделение, цензурные ведомства по инерции ведут борьбу с
литературой и журналистикой, но перевес общественных сил и растущее настроение
надежды на скорые перемены уже налицо.
Крестьянский
вопрос, подготовка реформы становятся центральными и объединяют даже
непримиримых противников, таких как западники и славянофилы, которые еще в годы
Крымской войны занялись разработкой конкретных проектов освобождения крепостных
крестьян, показав себя умелыми и опытными практическими деятелями и неуклонно
сближая свои позиции в отношении к крепостному праву.
Подготовка
крестьянской реформы необыкновенно консолидировала общество. Большинство
представителей различных социальных группировок (либералы и демократы и
колеблющиеся между либералами и демократами) было заинтересовано в ожидаемых
переменах.
В
атмосфере духовного подъема существенно изменяются тональность и содержание
периодических изданий: сюда буквально хлынула общественная проблематика,
заполнив все отделы – от художественного до «Смеси».
В
это же время (1855–1856) развернулась борьба между демократами-радикалами,
жаждавшими социальных преобразований и видевшими в искусстве своего помощника,
и защитниками автономии искусства. Эту позицию независимости искусства от злобы
дня, его самодостаточности особенно активно защищал талантливый критик и
писатель А. В. Дружинин. Его называли идеологом «чистого искусства».
В статье «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней
отношения» Дружинин прямо напишет: «…искусство служит и должно служить само
себе целью».
Отсутствие
единодушия в творческой среде во взглядах на литературу, тем не менее, не
повлияло на возобладание в ней крестьянской темы, на появление многочисленных
произведений, связанных с жизнью простого народа.
В
1852 г. выходят «Записки охотника», вслед за ними – рассказы Писемского
«Питерщик», «Леший», роман Григоровича «Рыбаки», рассказы Кокорева о городских
низах, драмы Островского «Не в свои сани не садись». «Бедность не порок». В
период 1853–1854 гг. тема народа господствует в поэзии Некрасова.
Поскольку
«Записки охотника» находились под официальным запретом, наиболее
принципиальными в свете обсуждаемой в эти годы проблемы художественного
воссоздания «народного» и «национального» стали драмы «москвитянинского
периода» А. Н. Островского. Мнения относительно Островского сразу же
поляризовались. Критики петербургских журналов – и либералы, и демократы –
резко нападали на славянофильские крайности молодого драматурга. В противовес
им «молодая редакция» журнала «Москвитянин» выдвинула Островского на первое
место в русской литературе. Теоретические положения редакции наиболее полное
выражение получили в статьях Аполлона Григорьева – яркого и талантливого
критика.
Не
закрывая глаза на «язвы современности», сотрудники «молодой редакции» были
уверены, что художники должны ориентироваться на те здоровые, самобытные
основы, которые содержит в себе русская жизнь. По мысли Ап. Григорьева,
«настоящий быт», исконные народные начала свободно развиваются и хранятся в патриархальном
купечестве – главном герое пьес Островского. Характеры, выводимые на страницах
его произведений, расценивались «молодой редакцией» как истинно народные.
Иначе
отнесся к пьесам «москвитянинского периода» журнал «Современник» в лице его
ведущего критика Н. Г. Чернышевского: он называл их «слабыми и
фальшивыми».
|