Творчество
М. Е. Салтыкова-Щедрина соединяет в себе острейшую политическую
злободневность и вечные проблемы, обращение к понятным только русскому
читателю-современнику реалиям и создание на их основе образов всечеловеческих.
Проблемы крепостного права, глубочайшие пороки самодержавно-бюрократической
системы, угнетение народа и деформация сознания русского мужика, дворянина,
разночинца-интеллигента пореформенной поры – все это, несомненно, составляло
центр литературных, критических интересов, редакторских и собственно
гражданских (чиновничьих) радений Салтыкова. Но «рассеивание» таланта на
публицистику породило неожиданные всходы: энергия социальности
трансформировалась в эстетические модусы и обеспечила подлинный художественный
прорыв в реализме, в сатире, русской литературе вообще.
Художественная сила
писателя такова, что его творчество – глубоко русское в разных смыслах
предваряет различные стилевые тенденции в мировом литературном развитии ХХ в.
от реалистических до модернистских. (Существует, например, мнение, что «Опись
градоначальникам» из «Истории одного города» заключает, как в капсуле,
«свернутый» фантастический роман, который за век предвосхитил поэтику «Ста лет
одиночества» Г. Гарсиа Маркеса.) Между тем эстетическое новаторство писателя
редким образом сочеталось с глубокой социальной прогностикой, величие таланта
определялось, кроме иных качеств, жреческим предвидением общественных
катаклизмов рубежа веков и века двадцатого.
|