В
общественно-политической жизни России ощущался откат реформ и преобразований.
Волна репрессивных мер самодержавия обрушилась и на журналистику. После
запрещения в 1866 г. «Современника» Н. А. Некрасову удалось
возглавить редакцию журнала «Отечественные записки» (1867). М. Е. Салтыков
в сентябре 1868 г. становится ее членом и активным автором обновленного
издания. Он нес невероятно трудное в тех условиях журнальное дело «не только
мужественно, но и доблестно». Эти слова Н. А. Некрасова, а также его
стихотворение, посвященное М. Е. Салтыкову «О нашей родине
унылой…», – свидетельства товарищеских уз, связывающих двух подлинных
патриотов и народолюбцев. После смерти Некрасова в 1877 г. Салтыков стал
ответственным редактором «Отечественных записок», привлек к сотрудничеству в
журнале (где уже публиковались А. Н. Островский,
Г. И. Успенский и даже Ф. М. Достоевский и
Л. Н. Толстой) молодые таланты: В. М. Гаршина,
Д. Н. Мамина-Сибиряка, поэта С. Я. Надсона.
На
страницах «Отечественных записок» в полной мере проявился оригинальный публицистический
и художественный талант Салтыкова. Здесь публикуются циклы рассказов и очерков
«Признаки времени» (1868), «Письма о провинции» (1868), «Господа ташкентцы»
(1869–1872), «Дневник Провинциала в Петербурге» (1872–1873), «Благонамеренные
речи» (1872–1876), «В среде умеренности и аккуратности» (18741877), «Убежище
Монрепо» (1878–1879), «Письма к тетеньке» (1881–1882).
Сатирик,
блестящими образными ходами обезоруживая свирепствовавшую цензуру, разоблачал,
развенчивал, клеймил и уничтожал вполне определенных носителей общественного
зла, конкретные, известные всем порядки, установления и нравы.
Выразительное
название цикла «Помпадуры и помпадурши» (1863–1874) – не название цикла
художественных портретов персонажей французской истории XVII в. Под именем
«помпадур» писатель вывел типичного для пореформенной России
администратора-сажодура, администратора-дурака, отличающегося тупым
самодовольством, глупостью, стремлением во что бы то ни стало чему бы то ни
было препятствовать. Главное назначение «целой корпорации» людей в России,
говорит Салтыков, – «принятие прекратительных мер без всяких к нему
поводов», главное побуждение – «чрезмерная ревность к охранению присвоенных
помпадурам прав и преимуществ».
В
этом цикле губернаторы и другие сановные лица самодержавно-бюрократической
России, пользующиеся неконтролируемой властью, – образы с точки зрения
психологизма мало индивидуализированные. Салтыков создает не характер, а своего
рода «матрицу». Так, многие персонажи похожи друг на друга пустотой мыслей,
шелухой слов. Отличаются они, как сказано в одном из рассказов, «лишь более или
менее густым шитьем на воротниках и рукавах» (имеются в виду внешние, точнее,
всего лишь форменные различия высокопоставленных чиновников).
Салтыков
прослеживает эволюцию бюрократических типов на протяжении 10 лет: от
дореформенных служак времен правления Николая I до «помпадура борьбы» с
его «подавительным» усердием, обострившимся во время свертывания
правительственного либерализма, и утопического «единственного» помпадура, пришедшего
к мысли, что «самая лучшая администрация заключается в отсутствии таковой».
Художественная типология власть предержащих будет углубляться в дальнейшем
творчестве сатирика.
В
условиях цензурной и политической несвободы русский писатель вынужден был создать
целую систему «рабьего» языка, требующего от читателя работы мысли и
воображения. Так, за словами «Новый помпадур» был малый молодой и совсем
отчаянный… Любимейшие его выражения были: «фюить!» и «куда Макар телят не
гонял» скрывались бессмысленные и жестокие репрессии самодержавия, ссылка
непокорных. Полный скрытого смысла, острых политических намеков
виртуозно-иносказательный образный строй речи М. Е. Салтыкова-Щедрина
традиционно определяется терминологическим словосочетанием эзопов язык.
Художественно-публицистические
циклы М. Е. Салтыкова-Щедрина моделировали особую эстетическую
реальность, соотносящуюся с современной Россией и превосходящую ее: многие
мотивы и образы придавали ей новые временные и пространственные измерения
(легендарно-историческое, утопическое) и качество универсальных психологических
обобщений.
|