Причины,
побудившие писателя обратиться к мемуарному жанру, многочисленны. В литературе
1840-1850-х годов проявляется общий интерес к мемуарной прозе. Самыми заметными
явлениями в русской литературе этого времени, связанными с мемуарными и
автобиографическими формами, стали книга А. И. Герцена «Былое и
думы», трилогия Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».
Объясняя
причины появления «Семейной хроники», А. С. Хомяков отмечал: «Снова
перечувствовать прошедшее и другим рассказать перечувствованное – вот его
единственная задача». И, наконец, может быть, самая главная причина была
объяснена и сформулирована сыном писателя Иваном Аксаковым: «Кажется нам,
история умственного и общественного развития в России едва ли может быть вполне
понятна без частной истории семей, без оценки той степени участия, по-видимому,
неразумного, самовольного, непрошеного, но тем не менее часто спасительного,
которое в нашей личной и общественной судьбе приходится на долю семьи и
быта, – непосредственному действию предания и обычая».
История
семьи Багровых дает возможность писателю осмыслить тот путь, который проходит в
своем духовном развитии русское дворянство. Воссоздавая спокойный, независимый
от внешних обстоятельств и исторических событий мир русской семьи, писатель
исследует причины духовной цельности или духовного падения человека. Аксаков не
рассматривает своих героев с социальных позиций, а дает им
нравственно-религиозные оценки. Один из главных героев «Семейной хроники» дед
Степан Михайлович Багров, «полный господин не только над своей землей, но и над
чужой», далеко не идеализирован автором: разрушительными как для него, так и
для всей семьи оказываются вспышки неукротимого гнева. Однако Степан Михайлович
обладает куда более ценным качеством, на которое обращает особое внимание
Аксаков, – он наделен созидающей силой. Законы правды являются для него
основополагающими: «Мало того, что он помогал, он воспитывал нравственно своих
соседей! Только правдою можно было получить от него все. Кто раз солгал, раз
обманул, тот и не ходи к нему на господский двор…».
Михайла
Максимович Куролесов – главный герой второго отрывка из «Семейной хроники»,
герой принципиально другого, разрушительного характера. Потерявший человеческое
лицо, приносящий только несчастье своей семье, жене, Прасковье Ивановне,
крепостным, он умирает, так и не раскаявшись. Именно об этом больше всего
сожалеет Прасковья Ивановна: «…я любила его четырнадцать лет и не могла
разлюбить в один месяц, хотя узнала, какого страшного человека я любила;
а главное, я сокрушалась об его душе: он так умер, что не успел
покаяться».
Жизнь
героев Аксакова согрета теплой верой в Бога; в трудные, переломные моменты
своей жизни они обращаются к Богу и черпают в вере душевные силы. Прасковья
Ивановна перед трагической встречей с мужем «стояла на коленях и со слезами
молилась Богу на новый церковный крест, которые горел от восходящего солнца
перед самыми окнами дома». Софья Николаевна, не в силах более выносить
жестокостей мачехи, решилась на самоубийство, «… бедная девушка захотела в
последний раз помолиться в своей коморке на чердаке перед образом Смоленской
Божьей Матери, которым благословила ее умирающая мать. Она упала перед иконой
и, проливая ручьи горьких слез, приникла лицом к грязному полу. Страдания
лишили ее чувств на несколько минут, и она как будто забылась; очнувшись, она
встала и видит, что перед образом теплится свеча, которая была потушена ею
накануне; страдалица вскрикнула от изумления и невольного страха, но скоро,
признав в этом явлении чудо всемогущества Божьего, она ободрилась,
почувствовала неизвестные ей до тех пор спокойствие и силу и твердо решилась
страдать, терпеть и жить».
«Детские
годы Багрова-внука» (первоначально произведение было названо «Дедушкины
рассказы») вышли в свет в год смерти Аксакова. Автор ставил перед собой задачу
«написать такую книгу для детей, какой не было в литературе», книгу о «детском
мире, созидающемся постепенно под влиянием ежедневных впечатлений».
«Книга, – как отмечал писатель, – должна быть написана не
подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых, и чтоб не только не
было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное
впечатление, и чтобы исполнение было художественно в высшей степени». Если
Л. Толстой, поставивший перед собой близкую художественную задачу в
трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», берет несколько эпизодов из детства
и отрочества Николеньки Иртеньева, то Аксаков рисует девять лет жизни Сережи
Багрова, строго соблюдая последовательность событий. Часто писатель обращается
к одним и тем же деталям, подробностям жизни семьи, но представляет их по-разному,
в зависимости от возраста героя: растет Сережа Багров, изменяется и его взгляд
на знакомые вещи. Формирование внутреннего, нравственного мира ребенка
складывается в первую очередь под влиянием семьи, природы и книг. В одном из
первых критических отзывов на повесть «Детские годы Багрова-внука»
С. Шевырев так определил характер главного героя: «…натура живая, но
тихая, глубокая, внутренняя, зародыш силы скорее зиждущей и охранительной,
нежели разрушительной и ломающей».
Обращаясь
к извечной для русской литературы проблеме русского национального характера в
«Семейной хронике», «Детских годах Багрова-внука» в других произведениях,
Аксаков решает ее иначе, нежели Гоголь, бывший в это время близким другом семьи
писателя. Он видит неизменные и здоровые начала в жизни России. Так один из
очерков в «Разных сочинениях» – «Встреча с мартинистами» – содержит эпизод,
близкий по сюжету к «Повести о капитане Копейкине» Гоголя, но решенный в
принципиально ином идейном плане. Офицер Балясников, подобно Копейкину, раненный,
но только во время войны со Швецией, является к Аракчееву, чтобы добиться
помощи. Как и Копейкин, он долго ждет в приемной, но лишь одна его фраза
позволяет достучаться до забывшего нравственные принципы русского офицерства
чиновника и решить все проблемы: «Извините, ваше высокопревосходительство,
раненый офицер неотступно требует доложить вам, что он страдает от раны и ждать
не может, и не верит, чтобы русский военный министр заставил дожидаться
русского раненого офицера».
Несмотря
на сложность, подчас трагичность событий, представленных в «Детских годах
Багрова-внука» и в особенности в «Семейной хронике», С. Т. Аксаков
создает картину русского мира, основанного на законах добра, любви, веры.
Хомяков отмечал: «Об С. Т. Аксакове было сказано в «Русской беседе»,
что он первый из наших литераторов взглянул на нашу жизнь с положительной, а не
с отрицательной точки зрения. <…> чувство благоволения и любви, любви,
благодарной небу за каждый его светлый луч, жизни за каждую ее улыбку и всякому
доброму человеку за всякий его добрый привет, любви, укрепляющей душу против
долгих страданий и умирявшей ее во время этих страданий, любви, дошедшей в
последние дни до духовной радости, высказанной им смиренно и полголоса
человеку, который его глубоко любил, но которого он не боялся испугать, –
это чувство наложило на все произведения С. Т. Аксакова свою особую
печать. Оно-то дает им их несказанную прелесть: оно делает их книгою, отрадною
для всех возрастов, от юности, собирающей свои силы, чтобы схватиться с жизнью,
до старости, ищущей душевного покоя, чтобы отдохнуть от нее».
|