С. Т. Аксаков, принадлежавший
к поколению А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова,
А. А. Бестужева и других поэтов и писателей первой половины
XIX в. стал заметным явлением в русской литературе лишь в 1840-егоды. Литературное
творчество С. Т. Аксакова разделяется на два этапа: первый охватывает
1810-е – 1830-е годы, второй же, принесший подлинную известность писателю,
ознаменован появлением в 1834 г. рассказа «Буран» и завершен в
1858 г.
Ранние
литературные опыты С. Т. Аксакова относятся к началу XIX в. В
1808–1811 гг. Аксаков жил в Петербурге, в это время завязываются первые
литературные знакомства писателя. Под влиянием идей одного из организаторов и
вдохновителей общества «Беседа любителей русского слова»
А. С. Шишкова, личного знакомства с ним в 1812 г. появляется
перевод трагедии Софокла «Филоктет». В 1812 г. Аксаков знакомится с кругом
московских литераторов (С. Н. Глинка, А. Ф. Мерзляков,
А. А. Шаховской и др.).
В 1816 г. Аксаков женится, надолго покидает
Москву (до 1826 г.), поселяется в поместье, но не оставляет литературных
трудов. В 1819 г. появляется перевод комедии Мольера «Школа мужей»; эта
пьеса не была опубликована, но ставилась по рукописи на петербургской сцене. В
1820 г. за литературные переводы С. Т. Аксаков был избран в
члены «Общества любителей российской словесности».
В 1821 г. появляется
стихотворение «Уральский казак», в 1825 г. – статья «Мысли и
замечания о театральном искусстве». Во второй половине 1820-х – начале 1830-х
годов С. Т. Аксаков был серьезно увлечен театром, занимался
театральной критикой. Основным требованием, которое он предъявлял к актерам,
было требование «простоты» и «натуральности» исполнения, «обратиться к натуре,
истине, простоте; изучить искусство представлять на театре людей не на ходулях,
а в их настоящем виде». Особенно были оценены театральным критиком Аксаковым
самобытные таланты П. С. Мочалова и М. С. Щепкина.
|