В 1832 г. писатель знакомится с
Н. В. Гоголем. Это событие во многом способствовало развитию его
прозаического дара. В 1834 г. в свет вышел рассказ «Буран», с
которого начинается отсчет нового этапа творчества
С. Т. Аксакова, – этапа, который вывел писателя из ряда
второстепенных литераторов. Самые значительные его работы появились лишь в
1840-1850-е годы. Это «Записки об уженьи рыбы» (1847), «Записки ружейного
охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника»
(1855), «Семейная хроника и воспоминания» (1856) (отрывки из этого произведения
печатались раньше – в 1846 г.), «Детские годы Багрова-внука» (1858).
«Записки
об уженьи рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Рассказы
и воспоминания охотника» свидетельствовали о появлении в русской литературе
нового типа художника, который органично связан с миром природы, не только
знает этот мир с научной точностью, но и воспроизводит его с высоким
художественным мастерством и поэтичностью. «Всякая опытность и наблюдения
человека, страстно к чему-нибудь привязанного, могут быть полезны для людей,
разделяющих его любовь к тому же предмету», – писал
С. Т. Аксаков. «Натуральная история рыб», описанная в «Записках об
уженьи…», была и остается интересной как кабинетному ученому, так и читателю,
для которого важна эстетическая сторона произведения. Каждая главка «Записок»
заключает в себе своеобразный художественный портрет рыб. Ерш, как отмечает
писатель, обладает темно-синими глазами, он «пестрый, кроме брюшка, но
пестринка какого-то темноватого, неопределенного цвета», «весь блестит
зеленовато-золотистым лоском, особенно щеки». Создает С. Т. Аксаков и
своеобразную картину нравов рыб, отмечая, например, что хитрость щук доходит до
«неразумного излишества». Подобные принципы положены и в основу охотничьих
рассказов писателя. Тургенев отмечал, что Аксаков «смотрит на природу (одушевленную
и неодушевленную) не с какой-нибудь исключительной точки зрения, а так, как на
нее смотреть должно: ясно, просто и с полным участием; он не мудрит, не хитрит,
не подкладывает ей посторонних намерений и целей; он наблюдает умно,
добросовестно, тонко; он только хочет узнать, увидеть. А перед таким взором
природа раскрывается и дает ему «заглянуть» в себя. Оттого, вы будете смеяться,
но я вас уверяю, что когда я прочел, например, статью о тетереве, мне, право,
показалось, что лучше тетерева жить невозможно… Если бы тетерев мог рассказать
о себе, он бы, я в том уверен, ни слова не прибавил к тому, что о нем поведал
нам г. Аксаков».
Мир
природы в произведениях Аксакова самостоятелен, писатель не ставит его в
зависимость от мира человека, не подчиняет человеку, не соотносит явления
природы и внутренней жизни человека, что было весьма характерно для большинства
русских писателей и поэтов. «Записки об уженьи рыбы», «Записки ружейного
охотника» С. Т. Аксакова и другие его охотничьи рассказы обнаруживают
в авторе особый тип художественного мышления, основная черта которого может
быть определена как природность. Авторское сознание в этих сочинениях как будто
не вычленено из природы. Природа не только художественный объект, но форма
мышления, бытия. Она и анализируется, и диктует свои способы выражения, свой
угол зрения».
|