Введение элементов игры в обычную учебную деятельность учащихся
повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения.
Игры позволяют отрабатывать практические умения и навыки, обеспечивают
высокий уровень мыслительной, эмоциональной, поведенческой активности
учащихся.
На современном этапе главной задачей государственной образовательной
политики является создание условий для достижения нового качества
образования в соответствии с перспективными потребностями современной
жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.
Ведущий делит всех игроков на 3–4 команды (можно играть и
индивидуально). Командам дается задание: придумать четыре (или любое
количество на усмотрение ведущего) слова, убрать из них все гласные
буквы и записать то, что получилось, на отдельный листок.
В этой игре все просто: описывается какой-либо предмет,
животное или понятие, которые надо угадать. Если это произойдет с
предъявления первого блока информации, игроку (или команде) начисляется 5
очков.
Эта игра служит для знатоков хорошей разминкой и
доступна каждому. В ней можно найти для себя немало интересного и заодно
насладиться богатством русского языка. Главная задача – составить из
букв предложенного литературного слова другое слово.
Эта игра довольно известная среди знатоков. Очень хорошо
использовать ее в качестве разминки, причем обязательно на скорость.
Необходимо в исходном слове менять одну букву с расчетом получить новые
слова и с их помощью пройти от исходного к заданному слову.
Правила игры просты: между двух буквосочетаний надо
вставить такое слово (именно слово), чтобы оно вместе с каждым из
буквосочетаний образовывало новые слова.
Нет никакой новизны в утверждении, что на
уроках литературы нужно изучать классические
произведения, так же как не является новостью
факт, что дети редко делают это с удовольствием…
И не потому только, что в наш "телевизионный” и
"компьютерный” век они мало читают и
предпочитают русским словам "красивые”
западноевропейские или американские.
Владение словом - инструментом общения, мышления — неоценимое
богатство. Каждое новое, осмысленное, запомненное слово, как драгоценный
камушек в сокровищнице человека. Ребенок, в словарном запасе которого
мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно.
Анаграммы - загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова. Логарифмы - загадка, в которой задуманное слово получает различное значение от выбрасывания или прибавления буквы.
Существуют готовые рифмованные загадки, в которых играющим необходимо
отгадать только последнее слово, причем в рифму. В качестве примера
называем несколько рифмованных загадок Ирины Ефимовой и Елены
Григорьевой.
Омонимы - это разные по смыслу, но одинаково звучащие и пишущиеся
слова. Например, "рысь" - это бег и "рысь" - это животное. Каламбур -
игра слов, шутка, основанная на комическом обыгрывании сходства
равнозначных слов.
Проведите соревнование на чемпиона класса, компании, отряда, семьи,
используя русские скороговорки. Из соревнования выбывает тот, кто
ошибся, к примеру, три раза. Скороговорки можно написать на отдельных
листочках - экзаменационных билетах. Участники тянут билет, читают
скороговорку, запоминают ее и повторяют вслух.
Все дети - немножко поэты, немножко
прозаики, немножко драматурги и режиссеры и т. п. Давайте попробуем
предложить им разные творческие задания на сочинительство.
Школьники часто теряют интерес к
слову, к языку именно потому, что не могут
запомнить правильное написание словарных слов,
не справляются с объемом запоминания
многочисленных правил и исключений из них,
воспринимая изученный материал как подобие
винегрета, в котором сложно отыскать
понадобившийся ингредиент.