Введение элементов игры в обычную учебную деятельность учащихся
повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения.
Игры позволяют отрабатывать практические умения и навыки, обеспечивают
высокий уровень мыслительной, эмоциональной, поведенческой активности
учащихся.
Ученик в процессе игры получает удовольствие от расширения своего
кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться
знаниями других. Любая игра сплачивает, рождает сотрудничество, создает
условия для взаимопомощи. Особенную помощь игра приносит для
слабоуспевающих детей, так как в процессе игры и подготовки к ней у них
появляется повышенная учебная мотивация.
У игры свои правила. В финале всегда выявляются «лучшие», которые
обязательно отмечаются похвалой или поощрительными призами. Высокую
эффективность приносят игры, если они проводятся не от случая к случаю,
а систематически.
Игра помогает учителю оценить: как усвоена тема, каковы возможности
учащихся, кому следует в большей или меньшей мере оказать
педагогическую поддержку.
«СУНДУЧОК»
Учитель с сундучком в руках проходит по рядам, останавливаясь перед
каждым учеником. Предлагает приоткрыть крышку сундучка и вытащить
лепесток, на котором написано слово. К этому слову необходимо подобрать
фразеологизм. Например:
мало – кот наплакал
запомнить – зарубить на носу
умный – семи пядей во лбу
совестливый, непохожий
на других – белая ворона
обманывать – лапшу на уши вешать
ничего не делать – плевать в потолок
мало – с гулькин нос
громко кричать – во всю Ивановскую
работать плохо – спустя рукава
«ДЕРЕВО»
(класс делится на 3 команды, на доске нарисовано 3
дерева с одинаковым количеством веток). От каждой команды по 1
человеку к доске выбегают ученики и записывают слова на заданную
орфограмму, например: написание – Н, - НН- в разных частях речи.
Побеждает та команда, которая без ошибок напишет больше слов на
веточках дерева.
Например: Необдуманно, юный, юннат, соломенный,
гусиный, целинная, необыкновенный, раненый, длинна, не решена,
посаженное дерево, смышленый, истинный, неожиданно, румяный.
«НАБОРЩИК»
За 1 минуту необходимо набрать как можно больше имен существительных из
заданного слова. (Можно иметь одну букву в запасе). Например: за 1- 2
минуты необхродимо набрать существительные из прилагательного
«ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО». Ученик, набравший большее количество слов,
получает приз.
«СТРОИТЕЛЬ»
За 3 минуты необходимо построить пирамиду из имен
существительных (1 ряд – основание оно включает 13 букв, 2 –12,…11ряд из
2-х слов по принципу убывания букв, каждое слово начинается с буквы -
С- (или любой другой).
старшеклассник (13)
стереосъемка (12)
суверенитет (11)
стюардесса (10)
сторонник (9)
симфония (8)
суббота (7)
секрет (6)
семья (5)
село (4)
сад (3)
су(2)
«МЯЧИК»
Передаем по цепочке мячик, принимающий называет
существительные 2-го склонения, тот, кто допустил ошибку, выходит к
доске и проводит морфемный анализ слов, заранее прописанных на обратной
стороне доски. Например
:
(существительные 2-го склонения) заяц, кофе, метро, кинжал, окно,
сериал, кресло, медведь.
«СОБЕРИ БУСИНКИ»
Жил-был на свете злой волшебник. Он собирал на нить бусинки и каждую называл женским именем, которое начиналось с 3-х букв - А, И, К -.
Вдруг поднялся ветер и разорвал нить, бусинки рассыпались по всему
белому свету. Ваша задача, ребята, собрать бусинки, соблюдая алфавитный
порядок.
Например: Авгусина, Аглая, Ада, Альбина, Аза, Алла, Арина, Ирина, Иза, Илона, Катерина, Кливия.
«ЧЕТЫРЕ КОМНАТЫ»
В вашей квартире, ребята, 4 комнаты. Попробуйте
расселить данные слова. ( В 1-ю комнату поселите сущ. мужского рода,
во 2-ю - сущ. женского рода, в 3-ю - сущ. среднего рода, в 4 – ю -
сущ. общего рода).
(аэрозоль, вуаль, авеню, шупальце, зал, метро,
погон, бандероль, плацкарта, повидло, монисто, кашпо, рельс, дом,
шампунь, доктор, водитель, тапка, туфля, тюль, толь, ветошь, кенгуру,
сирота,
забияка, галерея, речь, денди, пони, такси, фрау, леди, пальто,
Тбилиси, салями, Миссисипи, мозоль, фасоль, фамилия, вуаль, лебедь,
вермишель).
«ИСПРАВЬ ОШИБКИ»
(имя числительное)
Нет пятерых девочек
Четверо ножниц
Обе руки
Семь котов
Три красивых коня
Шестеро пар глаз
Трое дней
Семеро генералов
«ТРИ БОЧОНКА»
Приехал на базар мужик и начал продавать слова:
«Покупайте нужные слова! Слова волшебные. Тот, кто угадает задание,
осчастливит себя и все свое семейство». Ребята, попытайте и вы
счастья! В бочонках слова на ударение (ударение в них падает либо на
первый, на 2 или на 3 слог). Угадайте, в каком бочонке данные слова.
Угадать вы можете только в том случае, если правильно расставите
ударение:
Арест, атлас (сорт ткани), балованный, банты,
взяты, газопровод, декада, колледж, каталог, заиндеветь, кабель,
камбала, квартал, кашлянуть, петля, мельком, кухонный, облегчить,
отчасти, украинец, усугубить, танцовщица, усугубишь, созыв, щавель,
шрифты, жалюзи, столяр. (Необходимо правильно проговаривать их).
«СБОРКА»
(собери предложение из слов)
СТАРЫЙМОРЯКВЫШЕЛНАПРОГУЛКУВСВОЕМНАРЯДНОМКИТЕЛЕ.
УЧЕНИКИМАЛОСТЬПЕРЕИГРЫВАЮТВСПЕКТАКЛЕ. ЕКАТЕРИНАБЫЛАПОСТАВЛЕНАНАПРЕСТОЛ.
БЕГ ПО КРУГУ»
Подбери синонимы к словам:
смелый –
очи –
буря –
назойливый –
работа –
тратить-
«ГРАМОТЕЙ-КА»
(Слитно, через дефис, раздельно).
Учитель называет слова. Ребята, не проговаривая вслух,
должны показать правильное написание слов. Если слово пишется через
дефис, ученики поднимают правую руку, если слитно – левую, если
раздельно - кивают головой.
(Дорогостоящий, многоуважаемый, долгоиграющая, давно
минувшие дни, вышестоящих, гладко причесанные волосы, она
высоконравственна, вечнозеленый кустарник, высокохудожественный,
финансово-экономический, уныло-кислое, полтарелки, пол-яблока,
пол-люстры, темно-синий, серебристо-зеленый, Южно-Китайское озеро,
полуфинал, полстола, Ростов-на-Дону, Ла – Рошель, Книппер – Чехова,
Римский – Корсаков, братья – гимназисты, завкафедрой, филфак,
авиабилет, сорокаметровый, сумасшедший, баснописец).
«КОРРЕКТОР»
Ребята, я предлагаю вам стать корректором газеты на несколько минут. Ваша задача: исправить ошибки в данном тексте.
Александр Владимировичь пршол со встречи оживленный, с
букетиком красных гвоздик, каторые тутже вручи л супруге. Она улыбаясь,
цветы приняла, это и ее веть празник поставила зоботливо в вазу.
Александр Владимировичь паказывает семейные альбомы. Есть вних снимки
однапалчан фотографии со сьезда прафсаюзов, делигатом каторого он был в
1977 году от Горькавской облости. На прозьбу показать на фотографии
себя говорит: «А вот я, в последнем ряду, нелюблю высововатся».
«ПОЛУЧИ ПЯТЬ»
Поочередно и попарно учащиеся выбегают к доске и
записывают под диктовку учителя или консультанта, заранее
подготовленные слова. Кто дольше всех
продержится у доски (до 25 слов), тот получает оценку «5». (Если
ученик допустил ошибку, он садится на свое место. К доске выходит
следующий и т.д.)
Например: глиняный, избалованный, много задач,
чай горяч, покрашенный пол, израненный солдат, раненый, дочка, тишь,
ночь, нянчить, венчик, решенная задача, утренний, ненастье, несчастье,
не было, невежливый, полусапожки, полстула, пол-апельсина,
по-весеннему, зашел, шелковый, жесткий, желудь, шорох, прикасаться,
коснулся, забирать.
«ПОЛУЧИЛСЯ ТЕКСТ»
По заданному началу учащиеся по цепочке составляют
текст на такие темы, как: «Сегодня утром я увидел…», «Вот и солнышко
встало», «Школа – наш второй дом», «Двойка в дневнике», «Случайная
встреча обрадовала меня…», «У меня зазвонил телефон…». (Один ученик
отслеживает культуру речи учащихся, отмечает грамматические и речевые
ошибки).
«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
На доску вывешивается цветок. На семи лепестках записаны задания для групп.
Члены группы подходят к доске, срывают лепесток, выполняют задание.
(Задания: составить буриме; подчеркнуть гл. члены
предложения в тексте; назвать самостоятельные части речи; отгадать
загадку; подобрать синонимы к фразеологизмам; и т.д.)
|