Среда, 13.11.2019, 13:21

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ИГРЫ СО СЛОВАМИ [66]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ [126]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ [11]
РЕБУСЫ [4]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ » ИГРЫ СО СЛОВАМИ

Узелки на память

Наша память, как известно, обладает целым рядом свойств. Благодаря памяти мы многое помним и столь же многое забываем. Каждый человек борется с забывчивостью своими способами: кто записывает то, что необходимо запомнить, кто ставит крестики на руках, а кто и узелки на память завязывает. А что делать, если забывается изученный материал? Тут узелки не помогут. К.Д.  Ушинский советовал: «Понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям, и не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и навести на нем новый этаж». Л.Н. Толстой отмечал: «Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся все припомнить».

А какие взаимоотношения памяти и интереса? Самые тесные. Г.Эббингауз, известный исследователь в области памяти, писал: «То, чем человек особенно интересуется, он запоминает без особого труда; все же остальное забывается с поразительной легкостью... При заучивании лишенных смысла слов или ничем между собой не связанных слов запоминаются преимущественно члены, почему-либо особенно заметные, странно звучащие... или редкие» (Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.В. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979. С. 20).

Может ли нам знание этого закона помочь в процессе формирования интереса к слову? Бесспорно. Школьники часто теряют интерес к слову, к языку именно потому, что не могут запомнить правильное написание словарных слов, не справляются с объемом запоминания многочисленных правил и исключений из них, воспринимая изученный материал как подобие винегрета, в котором сложно отыскать понадобившийся ингредиент.

Призовем на помощь мнемотехнику – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемонические приемы помогают учащимся создать необходимые для запоминания ассоциативные связи, преодолеть путаницу из-за похожих друг на друга правил правописания, предотвратить забывание выученного материала и уничтожить страх школьников перед бесчисленным количеством орфограмм, норм, позволит учащимся увидеть их границы и одновременно – безграничные возможности родного языка. Наконец, использование мнемоники позволит сделать процесс обучения интересным и ярким, создаст на уроке благоприятный эмоциональный фон и так необходимую учителям-словесникам ситуацию успеха для самого безнадежного ученика.

С улыбкой и удовольствием даже взрослые люди вспоминают фразу, помогающую запомнить цвета спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Спустя годы многие помнят знаменитые «пифагоровы штаны», которые, как известно, «во все стороны равны». Кстати говоря, подобные фразы есть и в других языках. «Every Good Boy Deserved Favour»... Эта английская фраза переводится так: «Каждый хороший мальчик заслуживает расположения». Она помогает запомнить ноты скрипичного ключа E, G, B, D, F в восходящем порядке на пяти нотных линейках.

Много мнемонических приемов разработано и в области русского языка. Никого не удивляет сумасшедший цыган, цыкающий на цыпочках на бедного цыпленка (самое главное, что эта фраза помогает запомнить слова-исключения). Когда-то наши предки, обучаясь правописанию, вынуждены были запоминать фразу «Бдный, блдный, блый бсъ убжал за рчку в лсъ», которая помогала гимназистам конца XIX – начала XX века запомнить слова, в которых произносилось [э], а писалась буква (ять).

Предлагаем вниманию читателей некоторые мнемонические приемы. Часть из них составлена психологами, некоторые придумал автор данной статьи, какие-то являются «школьным фольклором», о некоторых способах мы узнали в процессе общения с коллегами.

1. Специальные фразы

Лимонрай!

Все согласные – только звонкие, непарные по звонкости/глухости.

2. Рифмованные правила

  • Правописание приставок.

Пусть никто никогда не забудет,
Что з приставкой не была и не будет.
Обрати внимание
на здесь, здоровье, здание.
З
нельзя в них отделить,
чтобы смысл не повредить:
-десь, -доровье, -дание

нет в них содержания.

  • Правописание приставок на -з, -с.

Не забудьте про приставки
раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-
.
Пред согласными глухими
быстро сменят з на с.

  • Правописание предлогов.

Навстречу, вроде, несмотря, насчет, ввиду и вместо –
в предлогах пишем вместе.
Вследствие
– «из-за» – ясно вполне:
слитно напишем, конечная е.

3. Рифмовки

  • Правописание о – ё после шипящих, слова-исключения.

В безударном положенье
о
пиши ты без сомненья:
шоколад, шоссе, шофер,
пончо, шовинизм, жонглер,
шотландка, ранчо, креп-жоржет,
добавь жокей
. Ошибок нет!

  • Запоминаем слова с ё.

Пишем ё в словах: дешёвка,
Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка,
Тяжёлый, сгущённый, стажёр, ухажёр,
Печёнка, тушёнка и дирижёр.

  • Запоминаем окончания существительных (р. падеж, мн. ч.).

В детской сказке колобок
по траве катиться мог
Без ботинок, без сапог,
без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов,
яблок
, груш и мандаринов.
Баклажанов
– грядок пять,
помидоров
– не собрать.
Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян,
у монголов и цыган.
У якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
У киргизов и грузин, у бурят и осетин.

4. Зрительные или слуховые ассоциации

 5. Построение сюжетной линии

Рабочий надевает пальто, сапоги, берет с собой карандаш, завтрак и едет на машине на работу, на завод.

Съел винегрет, взял билет,
надел жилет и пошел на пикет.

6. Сказочные сюжеты

ПОМОГИТЕ КОРНЮ

Жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар-. Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.
Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть, то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок, то торопился корень -гар-.
Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.
– Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор-. – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый. Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.
Засомневался корень -гор-: и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда – похожи-то как!). Как быть?!

7. Рассказы-ситуации

С МЕЧОМ ИЛИ С МЯЧОМ?

Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля передала записку и принесла ответ:
– Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят своей улицы.
– Ребята, пошли на площадку, сыграем в футбол.
– А мяч есть?
– Будет! Сейчас Петька принесет, я ему написал записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования – длинный деревянный меч. Почему?

(Л.Новикова)

ДОСАДНОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ

Решил как-то один художник провести отпуск в деревне. Взял лишь самое необходимое. Но вот беда: в спешке забыл захватить с собой из дома пастель (мягкие цветные карандаши-мелки). Вот и вынужден был дать жене телеграмму с просьбой немедленно выслать пастель.
Какова же была его досада, когда через несколько дней вместо необходимой коробки с пастелью ему вручили на почте громоздкий тюк, в котором оказались матрац, одеяло, подушка.
Недоумевающий художник решил проверить текст посланной им телеграммы. Когда ему подали бланк, он увидел, что в слове пастель чьей-то рукой буква а была переправлена на о.
– Кто же это сделал?
– Я, – ответила телеграфистка. Ведь тут была ошибка...
Пришлось художнику объяснять, что никакой ошибки не было. А девушка, извинившись, простодушно призналась:
– Я и не подозревала, что есть такое слово пастель.

(В.Кондрашов)

8. Выполнение творческих работ

  Дети сочиняют лингвистические сказки.

СУФФИКСЫ -ИК- И -ЕК-

Жили-были два брата – два суффикса: -ик- и -ек-. И до того они были похожи друг на друга, что и не различишь. Но характеры у них были разные. -Ик- имел твердый и непреклонный характер: как слово ни изменяют, он крепко сидит в нем:

ключик – ключика,
кирпичик – кирпичика,
ларчик – ларчика.

А у суффикса -ек- характер был другой: шаловливый, озорной. Ему нравилось меняться до неузнаваемости. Его кругленькая е то и дело выкатывается из слова в косвенных падежах:

орешек – орешка,
дружочек – дружочка,
василечек – василечка.

Этих братьев легко можно различить, если хорошо изучить их характеры.

(Д.Кузьмин)

  Составьте текст, в котором вы защищаете правило или жалеете его.

Дорогая частица Не! Не огорчайся, что глагол не хочет признать тебя частью себя. Зато перед ним ты – самостоятельное слово, хотя и называешься частицей. К тому же есть глаголы, которые ты победила, и они не могут прожить без тебя: ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать.

  Составьте текст для радиопередачи.


Внимание! Передаем последние известия! Ученикам ...школы ...класса стало известно, что не с глаголами пишется раздельно.

 9. Игровые ситуации

  Подберите слова с сочетаниями чк, чн, нч так, чтобы эти слова рифмовались с данным словом:

Печка (речка, свечка, колечко...).
Птенчик (бубенчик...).
Вечный (встречный, сердечный...).

10. «Перевод»

Яства – (из др.-рус.) от «ясти» (есть).
Футбол
– (из англ.) от foot [фут] – нога и boll [бол] – мяч.
Айсберг
– (из нем.) Eis [айс] – лед и berg [берг] – гора.

11. Историческая справка

Колобок – от «коло» – круг.
Коричневый –
от «кора».
Спасибо
– от «спаси Бог».

 12. Использование способа подстановки

Будущее (пишем без ю) – проверь: я буду, а не будую.
Следующий
(пишем с ю) – проверь: я следую, а не следу.

 13. Дробление слова на значимые части

Горизонт гори, зонт.

Конечно, мнемонические приемы не заменят понимания языка и процессов, происходящих в нем, они имеют второстепенное значение. Но если мнемотехника дает возможность облегчить запоминание и увеличить объем памяти, то честь ей за это и хвала.

Категория: ИГРЫ СО СЛОВАМИ | Добавил: admin (29.05.2012)
Просмотров: 2239 | Теги: дополнительный материал к урокам ру, занимательное языкознание, словесные игры, игры на уроке, языковые игры на уроках русского яз | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ


ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ


ПРОБА ПЕРА


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ





Презентации к урокам
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты


  • Copyright MyCorp © 2019 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0