Наша память, как известно, обладает
целым рядом свойств. Благодаря памяти мы многое
помним и столь же многое забываем. Каждый человек
борется с забывчивостью своими способами: кто
записывает то, что необходимо запомнить, кто
ставит крестики на руках, а кто и узелки на память
завязывает. А что делать, если забывается
изученный материал? Тут узелки не помогут.
К.Д. Ушинский советовал: «Понимающий
природу памяти будет беспрестанно прибегать к
повторениям, и не для того, чтобы починить
развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание
и навести на нем новый этаж». Л.Н. Толстой отмечал:
«Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь
забыл, а старайся все припомнить».
А какие взаимоотношения памяти и
интереса? Самые тесные. Г.Эббингауз, известный
исследователь в области памяти, писал: «То, чем
человек особенно интересуется, он запоминает без
особого труда; все же остальное забывается с
поразительной легкостью... При заучивании
лишенных смысла слов или ничем между собой не
связанных слов запоминаются преимущественно
члены, почему-либо особенно заметные, странно
звучащие... или редкие» (Хрестоматия по общей
психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.В.
Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979. С. 20).
Может ли нам знание этого закона
помочь в процессе формирования интереса к слову?
Бесспорно. Школьники часто теряют интерес к
слову, к языку именно потому, что не могут
запомнить правильное написание словарных слов,
не справляются с объемом запоминания
многочисленных правил и исключений из них,
воспринимая изученный материал как подобие
винегрета, в котором сложно отыскать
понадобившийся ингредиент.
Призовем на помощь мнемотехнику –
совокупность приемов и способов, облегчающих
запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образования искусственных ассоциаций.
Мнемонические приемы помогают учащимся создать
необходимые для запоминания ассоциативные
связи, преодолеть путаницу из-за похожих друг на
друга правил правописания, предотвратить
забывание выученного материала и уничтожить
страх школьников перед бесчисленным количеством
орфограмм, норм, позволит учащимся увидеть их
границы и одновременно – безграничные
возможности родного языка. Наконец,
использование мнемоники позволит сделать
процесс обучения интересным и ярким, создаст на
уроке благоприятный эмоциональный фон и так
необходимую учителям-словесникам ситуацию
успеха для самого безнадежного ученика.
С улыбкой и удовольствием даже
взрослые люди вспоминают фразу, помогающую
запомнить цвета спектра: «Каждый охотник желает
знать, где сидят фазаны». Спустя годы многие
помнят знаменитые «пифагоровы штаны», которые,
как известно, «во все стороны равны». Кстати
говоря, подобные фразы есть и в других языках.
«Every Good Boy Deserved Favour»... Эта английская фраза
переводится так: «Каждый хороший мальчик
заслуживает расположения». Она помогает
запомнить ноты скрипичного ключа E, G, B, D, F в
восходящем порядке на пяти нотных линейках.
Много мнемонических приемов
разработано и в области русского языка. Никого не
удивляет сумасшедший цыган, цыкающий на цыпочках
на бедного цыпленка (самое главное, что эта фраза
помогает запомнить слова-исключения). Когда-то
наши предки, обучаясь правописанию, вынуждены
были запоминать фразу «Бдный, блдный,
блый бсъ убжал за рчку
в лсъ», которая
помогала гимназистам конца XIX – начала XX века
запомнить слова, в которых произносилось [э], а
писалась буква
(ять).
Предлагаем вниманию читателей
некоторые мнемонические приемы. Часть из них
составлена психологами, некоторые придумал
автор данной статьи, какие-то являются «школьным
фольклором», о некоторых способах мы узнали в
процессе общения с коллегами.
1. Специальные фразы
Лимон – рай!
Все согласные – только звонкие,
непарные по звонкости/глухости.
2. Рифмованные правила
Пусть никто никогда не забудет,
Что з приставкой не была и не будет.
Обрати внимание
на здесь, здоровье, здание. З
нельзя в них отделить,
чтобы смысл не повредить: -десь, -доровье, -дание
–
нет в них содержания.
Не забудьте про приставки раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-
.
Пред согласными глухими
быстро сменят з на с.
Навстречу, вроде, несмотря, насчет,
ввиду и вместо –
в предлогах пишем вместе. Вследствие
– «из-за» – ясно вполне:
слитно напишем, конечная е.
3. Рифмовки
В безударном положенье о
пиши ты без сомненья: шоколад, шоссе, шофер,
пончо, шовинизм, жонглер,
шотландка, ранчо, креп-жоржет,
добавь жокей
. Ошибок нет!
Пишем ё в словах: дешёвка,
Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка,
Тяжёлый, сгущённый, стажёр, ухажёр,
Печёнка, тушёнка и дирижёр.
В детской сказке колобок
по траве катиться мог
Без ботинок, без сапог,
без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов, яблок
, груш и мандаринов. Баклажанов
– грядок пять, помидоров
– не собрать.
Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян,
у монголов и цыган.
У якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
У киргизов и грузин, у бурят и
осетин.
4. Зрительные или слуховые ассоциации
5. Построение сюжетной линии
Рабочий надевает пальто,
сапоги, берет с собой карандаш,
завтрак и едет на машине на работу,
на завод.
Съел винегрет,
взял билет,
надел жилет и пошел на пикет.
6. Сказочные сюжеты
ПОМОГИТЕ КОРНЮ
Жили-были в избушке братья-близнецы.
Они были очень похожи друг на друга, но все-таки
немного различались. Одной-единственной буквой.
Это были корни -гор-, -гар-. Все дела они
делили пополам. -Гор- работал в безударном
положении, а -гар- принимал весь удар на
себя: он трудился под ударением.
Если в предложении встречались слова гореть,
горелки, пригореть, то корень -гор-
бежал на службу, а если в предложении оказывались
слова загар, угар, огарок, то торопился
корень -гар-.
Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот
однажды их спокойная жизнь была нарушена.
Позавидовали корни в словах горевать и гора
благополучию братьев. Решили разрушить их покой.
– Мы твои истинные братья, – нашептывали они
корню -гор-. – Посмотри на наши лица. Мы
похожи как две капли воды и трудиться умеем не
хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец,
гористый. Бери нас в свою семью, а корень -гар-
гони подальше.
Засомневался корень -гор-: и брата ему
жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и
чужаков обижать не хочется (ведь и правда –
похожи-то как!). Как быть?!
7. Рассказы-ситуации
С МЕЧОМ ИЛИ С МЯЧОМ?
Дима написал своему дружку Пете
записку: «Приходи с мечом вечером,
сыграем». Старшая сестра Димы Оля передала
записку и принесла ответ:
– Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят своей улицы.
– Ребята, пошли на площадку, сыграем в футбол.
– А мяч есть?
– Будет! Сейчас Петька принесет, я ему написал
записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в
руках у него было оружие фехтования – длинный
деревянный меч. Почему?
(Л.Новикова)
ДОСАДНОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ
Решил как-то один художник провести
отпуск в деревне. Взял лишь самое необходимое. Но
вот беда: в спешке забыл захватить с собой из дома
пастель (мягкие цветные карандаши-мелки).
Вот и вынужден был дать жене телеграмму с
просьбой немедленно выслать пастель.
Какова же была его досада, когда через несколько
дней вместо необходимой коробки с пастелью
ему вручили на почте громоздкий тюк, в котором
оказались матрац, одеяло, подушка.
Недоумевающий художник решил проверить текст
посланной им телеграммы. Когда ему подали бланк,
он увидел, что в слове пастель чьей-то
рукой буква а была переправлена на о.
– Кто же это сделал?
– Я, – ответила телеграфистка. Ведь тут была
ошибка...
Пришлось художнику объяснять, что никакой ошибки
не было. А девушка, извинившись, простодушно
призналась:
– Я и не подозревала, что есть такое слово –
пастель.
(В.Кондрашов)
8. Выполнение творческих работ
Дети
сочиняют лингвистические сказки.
СУФФИКСЫ -ИК- И -ЕК-
Жили-были два брата – два суффикса: -ик-
и -ек-. И до того они были похожи друг на
друга, что и не различишь. Но характеры у них были
разные. -Ик- имел твердый и непреклонный
характер: как слово ни изменяют, он крепко сидит в
нем:
ключик – ключика,
кирпичик – кирпичика,
ларчик – ларчика.
А у суффикса -ек- характер был
другой: шаловливый, озорной. Ему нравилось
меняться до неузнаваемости. Его кругленькая е
то и дело выкатывается из слова в косвенных
падежах:
орешек – орешка,
дружочек – дружочка,
василечек – василечка.
Этих братьев легко можно различить,
если хорошо изучить их характеры.
(Д.Кузьмин)
Составьте
текст, в котором вы защищаете правило или жалеете
его.
Дорогая частица Не! Не
огорчайся, что глагол не хочет признать тебя
частью себя. Зато перед ним ты – самостоятельное
слово, хотя и называешься частицей. К тому же есть
глаголы, которые ты победила, и они не могут
прожить без тебя: ненавидеть, невзлюбить,
негодовать, недоумевать.
Составьте
текст для радиопередачи.
Внимание! Передаем последние известия!
Ученикам ...школы ...класса стало известно, что не
с глаголами пишется раздельно.
9. Игровые ситуации
Подберите
слова с сочетаниями чк, чн, нч так, чтобы эти
слова рифмовались с данным словом:
Печка (речка, свечка, колечко...).
Птенчик (бубенчик...).
Вечный (встречный, сердечный...).
10. «Перевод»
Яства – (из др.-рус.) от «ясти»
(есть). Футбол
– (из англ.) от foot [фут] – нога и
boll [бол] – мяч. Айсберг
– (из нем.) Eis [айс] – лед и berg [берг]
– гора.
11. Историческая справка
Колобок – от «коло» – круг. Коричневый –
от «кора». Спасибо
– от «спаси Бог».
12. Использование способа
подстановки
Будущее (пишем без ю) –
проверь: я буду, а не будую. Следующий
(пишем с ю) – проверь: я
следую, а не следу.
13. Дробление слова на значимые
части
Горизонт – гори, зонт.
Конечно, мнемонические приемы не
заменят понимания языка и процессов,
происходящих в нем, они имеют второстепенное
значение. Но если мнемотехника дает возможность
облегчить запоминание и увеличить объем памяти,
то честь ей за это и хвала. |