На современном этапе главной задачей государственной образовательной
политики является создание условий для достижения нового качества
образования в соответствии с перспективными потребностями современной
жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают
в качестве приоритетной проблему использования новых технологий
обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и
технологии обучения, которые по их мнению, наиболее оптимальны для
построения и конструирования учебного процесса.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.
Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным
методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и
творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые
грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок,
способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету,
значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения
к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение
конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики,
перевод знаний в опыт.
Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в
той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием
материала, вести изучение и закрепление материала на уровне
эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию
познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету.
Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует
обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она
несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные
и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности:
инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в
нестандартной ситуации.
Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в
практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте.
Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику
как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на
качественно новый уровень, сделать её творческой.
Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к
учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике
будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Для
этого приучаю своих учеников выполнять задания в своём неповторимом
варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу,
т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие
творческих способностей. Стараюсь вводить в урок такие формы работы,
которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы
доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной
из самых благодатных была и остаётся игра. Игра должна соответствовать
возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать
умственному и духовному развитию.
1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм
письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на
каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм.
Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно». В каких
формах можно предложить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных
вариантов, которые могут подсказать учителю, как разнообразить задания.
«Составь текст и озвучь его»
Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять
какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача
учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные
слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может
назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и
сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)
Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5-й класс».)
Вариант текста, составленного из предложенных слов.
Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:
- Ты чего звонишь?
- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех
бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощ[шн]ник
шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров,
пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой,
надел свите[тэ]р, шине[и'э]ль, захватил ящик с инструментами и
поспешил в гараж.
Подобное задание может быть несколько видоизменено: учитель
предлагает учащимся тему (например, «Научное исследование» или «Меню»),
учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту
тему, используя слова из орфоэпического словарика, включенного в
учебник.
«Пригласи на обед»
Задача: Озвучить меню обеда, на который вы
хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно,
должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или
грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности
в произношении).
«В эфире - новости»
Данный тип заданий предполагает составление текста со словами,
представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста:
события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание
позволяет не только отработать произносительные нормы, по и
стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире,
азначит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт,
систематическое применение подобного задания превращает школьников в
зрителей новостных программ.
Вариантом данного задания может стать «Конкурс дикторов».
Задача участника - прочитать предложенный текст, обращая внимание на
выделенный текст. «В Государственной Думе ведутся дебаты о путях
выполнения поручений Президента. Намерение углубить социальные
реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе
позитивно. Приведённые данные о процентах роста благосостояния граждан
России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция,
прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных
вопросов.
Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные
регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по
облегчённому варианту. За грамотное их использование руководителей
регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна
быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в
период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли
без инцидентов».
2. Лексико-фразеологические игры
«Собери фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не гонял.
- Как в воду канул.
- Ветер свистит в карманах.
- На языке вертится.
- В ежовых рукавицах.
«Угадай-ка»
Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».
«Собери пословицу»
1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
2. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.
1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.
2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.
3) Волков бояться - друга обмануть.
4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.
5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.
6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.
Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.
3. Восстановить пословицы, части которых соединены
неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные
или простые с однородными членами.
1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.
2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).
3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).
4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).
Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.
Акростих
Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
К |
Кануть в лету |
О |
Обетованная земля |
С |
Сорвать маску |
М |
Мозолить глаза |
О |
От доски до доски |
С |
Сбросить иго |
3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм
«Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает
интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит
мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола».
Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит
мяч, называет спряжение глагола и воз вращает мяч учителю. Ответивший
на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с
заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
«Третий лишний»
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.
Например:
• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение
применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить
имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).
Игра «Помоги Пете Ошибкину»
Например:
1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?
2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово - сало», -объяснил он. Правильно ли это?
3) Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?
4) Ненавидел к тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.
5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?
6) Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?
7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?
8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово
второго склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда
отвечал Ошибкин. Как его поправить?
9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово -рослый. А как надо?
Игра «По щучьему велению»
Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных
орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы
заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание,
указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих
товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной
орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой –тся-, -тъся- в глаголах» и др.
4. Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках русского языка
Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках
русского языка. Оживить опрос и активизировать работу учащихся на
уроках русского языка мне помогают творческие формы проверки усвоение
фактического материала - это кроссворды.
Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с
целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.
Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным
подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и
другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную
минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на
языковые явления под другим углом зрения - хорошая возможность
поддержать умственную активность учащихся на уроке.
Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо
этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен
учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить
кроссворд по изучаемой (изученной) теме.
Кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста.
Педагогически оправданным является использование таких кроссвордов,
как составленные на базе основного программного материала с
зашифрованными понятиями и терминами. В кроссвордах могут быть
зашифрованы слова на какое-либо правило, изученное детьми и
отрабатываемое на уроке повторения. Работа с кроссвордом не потребует от
учителя каких-то особых усилий. Объяснив однажды учащимся, как их
нужно решать, вы будете постепенно предоставлять ребятам всё большую
самостоятельность, и результаты не заставят долго ждать: ребята очень
быстро увлекаются этим занятием, появляется элемент соревновательности,
и, как следствие, ребята начинают составлять свои собственные
кроссворды и предлагают их для решения на уроке.
Отличительной особенностью кроссвордов является то, что они могут
быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к
учебной деятельности даже не самых трудолюбивых учеников. |