Владение словом - инструментом общения, мышления — неоценимое
богатство. Каждое новое, осмысленное, запомненное слово, как драгоценный
камушек в сокровищнице человека. Ребенок, в словарном запасе которого
мало слов, теряется в сложном мире, беднеет духовно. Замечено страшное
явление современности - замена истинных слов сленгом, набором стертых
канцеляризмов, вульгаризмов. Избыток бранных слов, грязная матерщина -
показатель скудости человека, его ограниченности. Каждое слово имеет
свою понятийную или смысловую основу. У каждого - свое звучание
(ударение, интонационный смысл, музыка).
Детям абсолютно необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами.
Предлагаем небольшую программу таких игр.
Полслова за вами
Участники игры садятся в круг и перебрасывают Друг другу мяч. При
этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто
ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон.
Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую
ошибку или задержку игрок выбывает из игры.
Условия ее можно усложнить. Ведущий дает (говорит) половину слова
каждому сидящему в круге ребенку. И каждый должен продолжить вторую
половину. Не может - штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою
половину слова, например, "теле..." Дети продолжают: телефон,
телеграмма, телескоп, тележка, телеграф, телетайп и т.д.
Алфавит вокруг нас
Ведущий предлагает детям в алфавитном порядке написать в течение 5-10
минут названия окружающих их предметов и вещей, находящихся в комнате
или помещении. Можно писать по нескольку предметов на одну букву.
Главная трудность - отыскать предметы на все буквы алфавита. Победит
тот, чей список будет самым длинным. К тому же дети должны обязательно
показать, где расположен названный предмет.
Слово наоборот
Ведущий называет быстро слова. Дети должны в уме переставить буквы
этого слова наоборот и тут же записать их на доске мелом или на листе
бумаги фломастером "задом наперед". Например, ведущий говорит слово
"пилот", ребенок пишет "толип". Саламандра - арднамалас. Верблюд -
дюлбрев и т.д. Можно начинать с коротеньких слов, заменяя их затем на более длинные. Сначала - существительные, потом – глаголы
Ведущий зачитывает участникам состязания связный текст. Ребята
внимательно слушают и запоминают сначала имена существительные. отдельно
глаголы, отдельно наречия и т. п. А затем стараются их пересказать. Это
не так-то просто. |