Среда, 20.11.2019, 09:05

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ИГРЫ СО СЛОВАМИ [66]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ [126]
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ [11]
РЕБУСЫ [4]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ » ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА "КОРРЕКТОРЫ, ВАШ ВЫХОД!"
Даны предложения на русском языке, в которых допущена некоторая ошибка (неправильность этих предложений отмечена звездочкой):

*Воспитательница младшей группы все время пререкается с детьми.
*Вчера новый губернатор Красноярского края принял президента России.
*Доктор не слушался больного, который просил не делать ему уколы.
*Мама, почему отец так дерзко говорил со мной?
*Петя разгневался на учителя, который поставил ему двойку.
*Родители совсем распустились: игрушек мне не покупают, домой приходят поздно.
*Сегодня занятий не будет: профессор отпросился у студентов.
*Солдат выбранил командира отряда.

Задание 1. Объясните, почему эти предложения неправильны.
Задание 2. Попробуйте сочинить предложения, в которых допущена та же ошибка, со словами: обязать, похвалить, рапортовать, хамить.

Решение: Задание 1. Все предложения, приведённые в задаче, содержат слова, предполагающие наличие двух участников ситуации, неравноправных в каком-либо отношении (родители и дети, преподаватель и ученик, начальник и подчиненный): пререкаться, принимать, слушаться, дерзко, распуститься, отпроситься, выбранить. При этом одни слова предполагают, что статус первого участника выше, чем у второго (говорят президент принимает губернатора или командир бранит солдата, но не наоборот), а другие — что статус первого участника ниже, чем у второго (может больной не послушаться доктора, а студент — отпроситься у профессора, но не наоборот). Обратные ситуации, конечно, тоже возможны, но их надо описывать другими словами, не предполагающими различия в статусах, например: Солдат высказал претензии командиру отряда или Профессор договорился со студентами, что сегодня занятий не будет.

Задание 2. Слова обязать и похвалить употребляются только «сверху вниз». Поэтому нельзя сказать *Сын обязал маму купить ему новую игрушку (но можно сказать Мама обещала сыну купить ему новую игрушку) или *Ученик похвалил учителя за интересный урок (но можно Ученик поблагодарил учителя за интересный урок). Слово рапортовать, напротив, употребляется «снизу вверх», поэтому нельзя сказать *Директор рапортовал сотрудникам о проделанной работе (но можно Директор рассказал сотрудникам о проделанной работе). Слово хамить обычно также употребляется «снизу вверх»: говорят Сын нахамил отцу, но не *Отец нахамил сыну. Впрочем, в последнее время это слово стали всё чаще использовать в обоих типах ситуаций: хамят и «снизу вверх» (Петя нахамил учительнице), и «сверху вниз» (Начальник нахамил секретарше). Хотя лучше всего не хамить никому.
Категория: ИГРЫ СО СЛОВАМИ | Добавил: admin (16.05.2012)
Просмотров: 1040 | Теги: дополнительный материал к урокам ру, занимательное языкознание, словесные игры, игры на уроке, языковые игры на уроках русского яз | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ


ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ


ПРОБА ПЕРА


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ





Презентации к урокам
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты


  • Copyright MyCorp © 2019 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0