|
В категории материалов: 35 Показано материалов: 1-30 |
Страницы: 1 2 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
 Где грань между древней русской литературой
и новой? Вопрос этот неотделим от другого: в чем эта грань состоит?
|
 Принято говорить о европеизации русской
литературы в XVIII в. В каком смысле древняя русская литература может
рассматриваться как «неевропейская»? Обычно имеются в виду два якобы
присущих ей свойства: отъединенность, замкнутость ее развития и ее
промежуточное положение между Востоком и Западом. |
 Слово и изображение были в Древней Руси
связаны теснее, чем в новое время. И это накладывало свой отпечаток и на
литературу, и на изобразительные искусства.
|
 Категория литературного жанра — категория
историческая. Литературные жанры появляются только на определенной
стадии развития искусства слова и затем постоянно меняются и сменяются.
|
 Литературные жанры Древней Руси имеют
очень существенные отличия от жанров нового времени: их существование в
гораздо большей степени, чем в новое время, обусловлено их применением в
практической жизни. |
 Феодализм времени своего возникновения и
расцвета с его крайне сложной лестницей отношений
вассалитета-сюзеренитета создал развитую обрядность: церковную и
светскую. |
 Художественное впечатление не обязательно
создается конкретно представимыми образами. Наша привычка к
художественной конкретизации не должна распространяться на средние века.
|
 Типичное явление древнеславянской прозы,
функционально близкое поэтической речи,— орнаментальность, но
орнаментальность, как и стих, обладает определенной художественной
значимостью. Орнаментальность древнеславянской прозы — это поэтическая
речь. |
 О синонимичности в стиле «плетения
словес» писалось неоднократно. Было об этом и в предшествующем разделе. Нет нужды поэтому подробно останавливаться на этом вопросе, тем более
что смысловой характер этого явления совершенно ясен. Мне хочется
обратить внимание на одну важную сторону введения в текст синонимов. |
 Искусство не всегда последовательно. Это
не логика и не математика. Само движение искусства, его развитие часто
приводит нас в недоумение, демонстрирует удивительные явления,
сталкивает нас с неожиданностью. |
 Средневековая книжность и средневековое
искусство были пронизаны стремлением к символическому толкованию явлений
природы, истории и писания. Уже поздние греки (эллинистического
периода) были склонны символически толковать свою мифологию. |
 Поэтические тропы отнюдь не вечны и не
неизменны. Они живут долго, но тем не менее все же живут: появляются в
литературе, развиваются, а в отдельных случаях мы можем наблюдать и их
окаменение и смерть. |
 Сравнения в древнерусской литературе резко
отличаются по своему характеру и внутренней сущности от сравнений в
новой литературе. |
 В практике литературоведческих
исследований термины «стилизация» и «подражания» очень часто
употребляются альтернативно — они не различаются. Между тем обозначаемые
ими явления различны, и это особенно ясно при историческом к ним
подходе. |
 Продемонстрирую основные приемы нестилизационных подражаний конца XIV—XV в. на примере «Задонщины».
«Задонщина» — небольшое произведение,
созданное на грани XIV и XV вв. и прославляющее куликовскую «за Доном» (отсюда название этого произведения а одном из
списков—«Задонщина»).
|
 Люди замечают то, что движется, и не видят
неподвижного. Заметить движение — это значит заметить и движущийся
объект. Это же касается и изменений во времени.
|
 Выше мы стремились продемонстрировать
разнообразие аспектов, в которых выступает проблема художественного
времени в произведениях словесного искусства вообще, чтобы тем
подготовить рассмотрение проблемы времени и в фольклоре. |
 Сказка имеет много видов. Традиционное
единство изображения времени в сказке сильно нарушено. Попробуем все же
установить некоторые характерные черты художественного времени сказки. |
 Былины так же, как и другие фольклорные
жанры, не имеют авторского времени. Их время — время действия и время
исполнительское. Время действия былин, как и время действия сказок,
отнесено к прошлому. |
 Художественное время обрядовой поэзии —
время настоящее. Обрядовая поэзия сопровождает обряд, «оформляет» обряд,
комментирует обряд, является частью обряда. |
 Мы видели выше, что отдельные жанры
фольклора резко разделены своим отношением к художественному времени. Мы
рассмотрели только четыре главных жанра — лирическую песнь, сказку,
былину и причитание. Эти четыре жанра наиболее резко отстоят друг от
друга в отношении времени. |
 Художественное время в древнерусской литературе резко отличается от художественного времени в литературе нового времени. |
 Время в летописи не едино. В разных
летописях, в различных частях летописей на протяжении их многовекового
существования отражены многообразные системы времени. Русские летописи —
грандиозная арена борьбы в основном двух диаметрально противоположных
представлений о времени... |
 Средневековая литература, особенно
церковная, так же часто имеет дело с художественным временем, как и с
художественной «вечностью». Слово «вечность» я беру в кавычки, так как
«вечность» эта в художественном отношении есть лишь одно из проявлений
художественного времени. |
 Несмотря на то что исторический рассказ
существовал уже в Х—XI вв. (первое оригинальное русское произведение Х
в. «Речь философа» уже было историческим рассказом), переход от записей
событий в летописных сводах к историческому повествованию об истории
Русской земли был труден и длителен. |
 В историческом повествовании XVI и XVII
вв. все чаще начинает употребляться грамматическое настоящее время. Роль
грамматического настоящего как бы усиливается, в стиле исторического
повествования. Это не значит, однако, что историческое повествование
стремится к переносу произведения в художественное настоящее. |
 По мере развития изобразительного начала в
древнерусской литературе развивалось и художественное время. Особое
значение имело усложнение художественного настоящего времени. |
 Художественное время «Жития» Аввакума находится на пороге новой литературы. В «Житии» Аввакума нет непрерывности
исторического времени, как в летописях, нет замкнутости времени,
типичного для исторического рассказа, посвященного одному сюжету. |
 Учительная литература Древней Руси
подчиняла настоящее время задачам нравоописания и нравоучения. Мы уже
видели, что эти нравоучения, касавшиеся «вечных» недостатков
человеческой природы, обычных «грехов», велись в настоящем времени,
обобщавшем человеческие недостатки. |
 Есть писатели, для которых проблема
времени не представляет особенной важности и которые довольствуются
поэтому традиционными формами художественного времени. Для Достоевского,
напротив, художественное время было одной из самых существенных сторон
художественной изобразительности. |
| |