Мы видели выше, что отдельные жанры
фольклора резко разделены своим отношением к художественному времени. Мы
рассмотрели только четыре главных жанра — лирическую песнь, сказку,
былину и причитание. Эти четыре жанра наиболее резко отстоят друг от
друга в отношении времени. Нерассмотренными остались исторические песни,
духовные стихи, баллады, частушки и пр. Все же мы можем сделать
некоторые выводы относительно изображения времени в фольклоре, учитывая,
что нерассмотренные жанры со стороны художественного времени занимают
промежуточное положение среди рассмотренных нами.
Художественное время основных жанров
фольклорных произведений всегда замкнуто. Оно замкнуто даже в
импровизациях плачей. Оно начинается с началом произведения и
заканчивается в нем. В лирической песне, сказке и былине оно не
определено строго в историческом времени. Благодаря замкнутости времени
оно способно «повторяться» в исполнении. Каждое из фольклорных
произведений перечисленных жанров стремится приблизить время событий ко
времени исполнения. Это удается благодаря условности первого и
искусственному продлению (в условных пределах) второго: замедлению
повествования для передачи медленности рассказываемого.
В жанре плачей доминируют
импровизация и художественное настоящее, связанное с происходящими в
момент исполнения событиями, это настоящее строго замкнуто. Плачущий
целиком погружен в свою судьбу, судьбу семьи.
В произведениях фольклора мы уходим в
другой, условный мир, с условным временем протекания в нем событий.
Этим фольклор резко отличается от произведений реалистического
искусства, в котором время всегда «открыто» и переходит за границами
сюжета в единый поток исторического времени.
Когда время произведения течет
«открыто» и связано с историческим временем, в произведении легко могут
совмещаться несколько временных рядов, и последовательность событий
может перестанавливаться. Ведь перестановки совершаются в этом случае на
фоне исторического времени. Читатель или слушатель легко может поэтому
ориентироваться в реальной последовательности событий, восстанавливать
эту последовательность. События имеют как бы некоторую прикрепленность.
За последовательностью событий в произведении стоит другая
последовательность — историческая, реальная. Когда же время произведения
замкнуто в самом себе, не связано с историческим временем, перестановки
событий в произведении затруднены: читатель легко может потерять
ориентировку.
Перестановкам в течение изображаемого
времени мешает также сближение между временем произведения и временем
исполнения произведения.
Сближение условного времени
изображаемого с реальным временем исполнения произведения ведет к тому,
что время фольклорных произведений никогда не отступает от своего
единого, однонаправленного движения; рассказ сохраняет
последовательность событий и не перебивается резкими отступлениями назад
или забеганиями вперед. (Затруднено в нем и параллельное развитие
сюжетных лишний с переходами от одной линии к другой.
Условность сюжетного времени
(времени самих событий, о которых говорится в произведении) и тесная
связь его с временем исполнения фольклорного произведения Ясоздают
возможность иллюзии совершения действия в момент исполнения произведения
и этим самым усиливают Дигровые моменты исполнения. Это своего рода
фольклорный вариант драматического правила «единства времени».
Особенности времени фольклорного
произведения свяэаны с тем, что исполнение его есть не только рассказ о
событиях, но и изображение этих событий (или игровое участие в них — как
в причитаниях и некоторых других жанрах .обрядовой поэзии). Правда,
изображаемые события чередуются с такими, о которых только упоминается
(это прежде всего касается былины), но игровой момент исполнения от
этого отнюдь не уменьшается, он носит как бы выборочный характер.
Итак, между изображением времени,
исполнительством и поэтикой произведений в русском фольклоре имеется
определенная связь: они находятся во взаимозависимости. |