Средневековая литература, особенно
церковная, так же часто имеет дело с художественным временем, как и с
художественной «вечностью». Слово «вечность» я беру в кавычки, так как
«вечность» эта в художественном отношении есть лишь одно из проявлений
художественного времени.
Средневековая литература стремится к
вневременному, к преодолению времени в изображении высших проявлений
бытия — богоустановленности вселенной, но и в пределах вневременного в
ней есть свои низшие и высшие формы. Низшая форма вневременного — это
неизменяемость некоторых проявлений бытия: социального, политического,
бытового укладов жизни, изменения которых иногда попросту не замечались
средневековыми людьми; это неизменность миропорядка, мироустройства,
казавшихся раз и навсегда установленными богом.
Эта сторона вневременного как бы
подразумевалась, но не описывалась в древнерусской литературе. Влияние
представлений об этой вневременности на литературу сказывалось главным
образом в том, что литература не описывала происходящих изменений. В
больших масштабах времени писатели не видели многих изменений
действительности. Летопись не останавливалась на описаниях быта,
политического, социального устройства земли,— так все это казалось
летописцу и без того известным читателю в силу своей постоянности.
«Повесть временных лет» описывает различия в обычаях народов, но не изменения этих обычаев в процессе исторического развития.
Этот описанный только что аспект
вневременного как бы не замечался древнерусским писателем. Это было
следствием его некоторой «исторической ограниченности».
Другой аспект вневременного — это
вечный смысл единичных, исторических и временных явлений. С точки зрения
древнерусского автора, в мире существует вечная соотнесенность двух
миров — божественного и земного. Земной, временный мир имеет
вневременный, надмирный смысл. Смысл этот не абстрактный, не вносимый в
него человеческой мыслью, а с точки зрения средневекового писателя, как
бы вполне конкретный, реально существующий.
Получалось так, что в случайном и
временном древнерусский писатель видел знаки вечного, а в неизменном и
постоянном — не заслуживающее внимание временное и земное.
Христианские праздники — это не
только память о событиях священной истории, о святых и пр. События вновь
и вновь совершаются ежегодно в одно и то же время [1] Они не исчезли,
они существуют в вечном мире и продолжают существовать во временном,
повторяясь в христианском календаре. Поэтому христианское богослужение
не только их «вспоминает», но считает совершающимися в момент
празднества и даже частично их воспроизводит. Отсюда — формы настоящего
времени во многих церковных службах, отдельных песнопениях и молитвах. В
событиях священной истории — Ветхого и Нового заветов — обнаруживаются
непреходящие явления, как бы живущие вечно, повторяющиеся в ежегодном
круговороте не только праздников, но и всех дней недели, связанных с той
или иной памятью о священных событиях. Отсюда обилие различных типов
сборных сочинений, литературный материал в которых был расположен по
календарю (разного типа триоди, служебники, прологи, четьи минеи,
евангелия апрокос и т. д.).
{1}Об этом, в частности, пишет Г.
Матью: «Византийская религия целиком сосредоточивалась на совершении
литургии, представлявшей собой священную драму; не празднование, а
воспроизведение. Бесконечность божественности, становящейся плотью,
придавала олицетворению реальность, проникающую время и пространство»
(Мathew Соrvase. Byzantine Aesthetics. London, 1963. P. 7).
Ветхозаветные и новозаветные события
занимают совершенно особое место в системе времени средневекового
сознания. Хотя они относятся к прошлому, но в каком-то отношении они
одновременно являются и фактами настоящего.
Вот, например, с какой настойчивостью
подчеркивает Кирилл Туровский в своей проповеди на Фомину неделю, что
все совершающееся совершается сейчас, в данный день и данный момент:
«Днесь ветхая конець прияша… Ныне небеса просветишася… Ныне солнце
красуяся к высоте въсходить и радуяся землю огреваеть…Ныня луна с
выщняго съступивши степени болшему светилу честь подаваеть… Ныня зима
греховная покаяниемь престала есть: и лед неверия богоразумиемь
растаяся… Днесь весна красуеться оживляющи земное естьство, и бурьнии
ветри тихо повевающе плоды гобьзують, и земля семена питающи зеленую
траву ражаеть… Ныняноворажаеми агньци» и уньци быстро путь перуще
скачють и скоро к матерем възвращающеся веселяться… Нынядрева леторасли
испущають, и цветы благоухания процвитають… Ныня ратаи слова словесныя
уньца к духовному ярму приводящее и крестное рало в мысьленых браздах
погружающе, и бразду покаяния прочертающе, семя духовное всыпающе,
надежами будущих благ веселяться. Днесь ветхая конець прияша, и се быша
вся нова въскресения ради. Ныня реки апостолския наводняються, и язычныя
рыбы плод: пущають, и рыбари глубину божия въчеловечения испытавше,
полну церковную мрежю ловитвы обретають…; Ныня вся доброгласныя птица
церковных ликов гнездящеся веселяться» и т. д.[1]
{1} Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // ТОДРЛ. Т. XIII, 1957. С. 416—417.
События священной истории придают
смысл событиям, совершающимся в настоящем, они объясняют состояние
вселенной и положение человечества относительно бога. События эти
совершились под знаком «вечности» и поэтому продолжают существовать и
вновь совершаться. Спасение человечества, например,— это вечный акт,
совершаемый в результате однажды происшедшей смерти и воскресения Иисуса
Христа. Отсюда смешение форм времени прошедшего и настоящего в
изображении событий священной истории: «Нъ милостивый господь бог наш,
не терпя зрети нас в толико зло впадша, ни забы дела руку своею, нъ
преклонь небеса и сниде на избавленье наше, и в плоть нашю облечеся,
хотяй ны обожити своим божеством, и пеленами повится, яко младенец,
мылою землю повивая, и в яслех скотьях възлежить, яко младенец почивая
на рамну херовимьску воину, да избавит ны от скотьскаго жития. Сего ради
бысть ныне видимь несозданный в создание свое въместися, неосязанный
осязан бываеть, сын девичь (божий) сын человечь бысть, но свершен бысть
человек» [1].
{1} Славяно-русский пролог. Ч. I,
сентябрь-декабрь // Памятники древнерусской церковно-учительной
литературы. Под. ред. А. И. Пономарева. Вып. 2. СПб., 1896. С. 121—122.
Чтобы понять, в чем различие
«изображения» события, как бы совершающегося во время богослужения, ему
посвященного, от рассказа о событии или прославления его, обратим
внимание на различие в службах праздника и «отдания праздника»
(последний день «попразднования»). В праздник событие славится и
изображается, поскольку оно происходитв день праздника. В «отдании»
богослужебное «последование» то же, что и в праздник, но с исключением
всех тех песнопений, где событие изображается как ныне совершающееся. К.
Никольский пишет: «Отличие службы дня самого праздника от службы дня
его отдания следующее: 1) в самые праздники бывает всенощное бдение, а в
отдание их не полагается. 2) На вечерни в отдании нет а) входа, б)
паремий праздничных. 3) На утрени в отдании а) нет полиелея, б) не
читается евангелие праздничное. 4) На литургии нет а) антифонов
праздничных, б) не читается праздничный Апостол, а в отдании праздников
господских не читается и Евангелие праздничное (но в богородичные дни
читается), хотя всегда в отдание поются: прокимны, аллилуиарии и
причастны праздника. Итак,— заключает К. Никольский,— в день отдания
оставляется (то есть исключается из…— Д. Л.) праздника то, что выражает,
как бы самым делом изображает событие праздника. Событие мы можем
рассказывать, славить несколько раз. Но как оно не повторялось в истории
(в годичном кругу.— Д. Л.), то церковь не повторяет, не изображает его
снова при воспоминании в кругу годичном, в день отдания праздника»[1].
{1} Никольский К. Обозрение
богослужебных книг православной российской церкви по отношению их к
церковному уставу. СПб., 1858. С. 88.
Художественное время различается не
только в богослужении (выше мы видели различие во времени в богослужении
в праздник и в отдание праздника). Различны художественное время
праздничной проповеди и художественное время поучения. Праздничная
проповедь — часть праздничного богослужения. Поучение часто связано с
каким-либо событием (вспомним, что одна из проповедей Серапиона
Владимирского вызвана землетрясением), проповеди могут быть вызваны
голодом, нашествием иноплеменников, однако событие, как бы оно ни было
близко к современности, все же относится к прошлому, а задача
исправления нравов — задача настоящего.
Отсюда различие в художественном
времени того и другого жанра: праздничной проповеди и
проповеди-поучения. Но и в пределах одного и того же жанра все же
наблюдаются колебания и свои сложности.
Разные аспекты художественного
времени праздничной проповеди могут быть продемонстрированы на «Поучении
на зачатие пресвятыя богородицы», обычно помещаемом в прологах под 9
декабря (ст. ст.).
Проповедь по поводу праздника зачатия
богородицы начинается с констатации сейчас, в данный момент,
совершающегося действа: «Возлюблении, днесь спасению нашему начаток
зачинается и плодится во утробе праведный Анны». Далее это же событие
отнесено в прошлое, поскольку имеются в виду его последствия для
человечества. Грамматическое время в данном случае тоже прошедшее: «Сею
мир от льсти свободися. О сей убо радовахуся пророцы, чающе от нея
родитися господу нашему Иисусу Христу».
Затем проповедник вновь обращается к
своим слушателям, и здесь возникает новый аспект художественного
времени: настоящего, повторяющегося при каждом данном исполнении
проповеди, а поскольку проповедь может быть произнесена только раз в
году — в день празднования зачатия богородицы (9 декабря), то и
настоящего календарного: «Да есте ведуще, возлюбленнии, яко днесь
празднуем зачатие госпожи нашея пречистыя владычицы богородицы.
Тем же к церкви ея радостно тецем, на
молитве со страхом стоим, и отверзем двери небеснаго чертога бдением и
молитвами, и милостынею, и постом украсимся и тако проводим честно, с
радостию празднующе честное зачатие пречистыя госпожи богородицы»[1].
{1}Славяно-русский пролог. С. 114.
Итак, праздник выступает в своей
вечной сущности, имеющей вневременные последствия для всего
человеческого рода, в своей календарной повторяемости и как воспоминание
о событии, совершившемся в прошлом. Это и различные аспекты времени
праздника выступают через настоящее время проповеди, которое, в свою
очередь, имеет два аспекта: настоящего авторского, относящегося к
первому исполнению проповеди, и того же настоящего, повторяющегося в
каждом данном произнесении или чтении этой проповеди — настоящего
исполнительского, возникшего на основе настоящего авторского при его
постепенном исчезновении при повторных произнесениях проповеди.
Авторское начало мешает исполнитедьскому художественному времени.
В проповедях есть и еще один аспект
художественного времени, аспект необычайно действенный: настоящее время,
охватывающее всю жизнь человечества. В проповедях очень часто говорится
о пороках, грехах и добродетелях, свойственных, с точки зрения
проповедника, многим людям на протяжении всей истории человечества.
Поэтому призывы к исправлению не имеют в них в виду каких-либо
определенных людей какого-то одного исторического периода, а имеют в
виду людей всех эпох и народов. Это настоящее время богословского
обобщения: «Ведомо буди, иже милостынею творит кто от праведнаго имения,
и богоугодно живет, и всякую добродетель исправляет, сей велий во
царствии небеснем. Страстей же и бед и всякия напасти не хотяй терпети,
мал есть пред богом…»;[2] «яко же бо злато огнем искушаемо, тако же и
святии страстми. А грешнии во лготе (свободны от этого.— Д. Л.), противу
изволению их бог им попусти, занеже не изволиша вечныя пищи, но жизни
сей временней привязавшеся. Да тем имемся сея (воздержимся от увлечений
ее.— Д. Л.), и обидно подаст нам бог; она же не имут прияти, сию жизнь
гонящий и любящий ю» [3].
{2} Там же. С. 106 (Слово Иоанна Златоуста о свойстве истинной шлости, 15 ноября).
{3} Славяно-русский пролог. С. 107.
Это настоящее время богословского
обобщения особенно часто дает себя знать в начале проповедей:«Приидите
ныне, церковная чада, да обычное слово сътворю вам»; «любимый, по мале
пост сии скончатися хощет»; «яко же пучину моря постное с е время
преидохом»; «что с е безмолвие много на земли?» [4] и т. д.
{4} Музейное собрание рукописей Гос.
библиотеки СССР им. В. И. Ленина. Под ред. И. М. Кудрявцева. М., 1961.
С. 131. [*возможно, пропущена сноска] Там же. С. 190
Нравоучение, аллегория, символика
находятся до некоторой степени вообще вне времени. Вне времени находится
и мораль рассказа. Конечно, нравоучение, аллегория, символ требуют для
своего изложения времени, но это то время, которое присутствует в любом
произведении словесного искусства, поскольку это последнее требует
времени для своего раскрытия. Но если мы будем говорить о художественном
времени как особом аспекте самого содержания произведения, то заметим,
что в философской и нравоучительной его части доминирует вневременное.
Вот почему жанры, имеющие отношение к нравоучению и философствованию, в
значительной своей части изображают не временное, а вневременное:
нравоучительные проповеди и поучения, басни с их заключительными
нравоучениями и многое другое. Поэтому и конкретный случай, рассказанный
в проповеди или поучении, имеет обобщенно-«вечный» смысл. Это
подчеркивается, в частности, тем, что случаи, рассказанные в поучениях,
очень часто имеют отвлеченный, неконкретный характер. В баснях тот же
эффект достигается тем, что действие переносится в мир животных, а
животные ведут себя как люди: «случай» обобщен своею явной
нереальностью. Вневременный характер может быть придан событию, если
автор подчеркивает его полную «случайность». Событие взято как бы
наугад; значит, таких событий много: случай оказывается «не случайным»,
имеющим «вечный» смысл.
Заключительные нравоучения ко всякого
рода наставительным рассказам существенны для художественного времени
повествования. Заключительные нравоучения, да и всякого рода
наставления, даже если они выражены в рассказе скрыто, как бы поднимают
события повествования за грани точной хронологической и местной
приуроченности. Они придают событиям общий, вневременный смысл, лишают
их историчности. В результате в нравоучительных повествованиях
действующие лица часто лишены имен, должности их сообщаются в общей
форме («воевода некий», «некто от вельмож» и пр.); местность, где
происходит действие, не называется. Поэтому в рассказе «Пролога» «О
юноше, ковавшем крест Патрикию» (под 5 сентября) между заключительным
его нравоучением («О сем же , и мы прославим бога, дающаго воздание
(награду,— Д. Л.) зде ныне и в будущем веце приносящым к нему с верою
дары») [1] и вступительными словами этого рассказа, где имя главного
действующего лица скрыто («Бе некий юноша хитрый ковати златом всякия
утвари») [2], есть определенная художественная связь: абстрагирование
есть следствие отвлечения от времени, достигаемого нравоучительным
характером рассказа.,
{1}Славяно-русский пролог. С. 130.
{2} Там же. С. 129.
Концепции художественного времени
отдельных жанров древнерусской литературы имеют некоторые соответствия в
концепциях художественного времени близких им жанров русского
фольклора. Художественное время литургии, праздничной проповеди близко
художественному времени обрядовой поэзии, в частности причитаний.
Настоящее время праздничной проповеди
обусловлено тем, что событие, которому она посвящена, как бы
повторяется в момент ее произнесения. Проповедник изображает события как
совершающиеся в данный день. События, связанные с обрядовыми
произведениями, также совершаются в данный момент, и поэтому
художественное время обрядовой поэзии — тоже настоящее время. Но в
христианском богослужении и обрядовой поэзии есть и существенные
различия в отношении к художественному времени. Художественное настоящее
время литургии или праздничной проповеди гораздо сложнее, чем
художественное время обрядового фольклора, хотя обрядовый фольклор в
значительной мере подготовил понимание молящимися настоящего времени
богослужения.
В обрядовом фольклоре событие,
находящееся в центре обряда, действительно совершается в данный момент.
Оно представлено в обряде во всей своей полноте: солнцеворот, сбор
урожая, смерть, свадьба. Языческий праздник Купалы совершается сейчас. В
нем нет воспеминания о прошедшем событии. И в обрядовом фольклоре нет
элемента «воспоминания». Обрядовая календарная песня комментирует
совершающееся событие. Сбор урожая совершается сейчас, солнцеворот
происходит в данный момент (так, во всяком случае, казалось совершающим
обряд празднования).
Различие языческого действа и
христианского празднества в том, что последнее более «исторично». Пасха
не только в настоящем (нечто совершается в день пасхи в самый момент
праздника, как и в языческом действе), но и в прошлом: это воспоминание о
воскресении Христа. Христианское богослужение и связанные с ним
произведения словесного искусства посвящены одновременно и воспоминанию о
священном событии и самому событию, как бы повторяющемуся в данный
момент — в момент совершения обряда, таинства, произнесения проповеди
или молитвы. В народном язычестве нет элемента воспоминания, нет
прошлого, есть только события настоящего, правда, повторяющиеся
ежегодно, но отнюдь не вспоминающиеся.
Различие между христианством и
язычеством состоит также в понимании события, с которым связан обряд,
оно такое же, как различие иконы и идола. Икона — это и священный
предмет, и изображение вне иконы существующего бога или святого. Это
изображение воображаемого и воплощенного. Идол — это бог сам по себе.
Поэтому различие между настоящим
временем богослужения и настоящим временем обрядового фольклора
существенно: в первом случае это настоящее время сейчас совершающегося
события и одновременно изображение «вечности», во втором — это настоящее
время в собственном смысле этого слова.
Настоящее время христианского
богослужения — это сложное время, только отчасти приближающееся к
настоящему повествовательному. Со средневековой точки зрения — это один
из «аспектов вечности». |